Принцип прозрачности открытости бюджетной системы рф на практике
Администрация сельского поселения Зайцева Речка | Реализация принципа прозрачности (открытости) бюджета
Закрыть
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
ГАРАНТ:
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений «бегущей строки» см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Обеспечение прозрачности в бюджетной сфере
Федеральное агентство по образованию
федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирская академия государственной службы»
Институт переподготовки специалистов
Кафедра региональной экономики.
Контрольная работа
по дисциплине: Бюджетная система РФ.
тема: Обеспечение прозрачности в бюджетной сфере
Выполнил: Дрёмина Ангелина Геннадьевна
Специальность: Финансы и кредит
Группа: 09308
Проверил: Папело Валерий Николаевич
Зав. кафедрой, профессор кафедры,
д.э.н., профессор
Введение
Цель работы – изучить обеспечение прозрачности в бюджетной сфере.
В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть историю и сущность прозрачности в бюджетной сфере;
— определить принцип прозрачности бюджетных процессов;
— проанализировать современные технологии обеспечения прозрачности в бюджетной сфере .
Актуальность темы. Проблема прозрачности действий власти на любом уровне сегодня особенно актуальна, поскольку прозрачность – основное условие открытости решений властных структур, становления демократии.
Тенденции открытости и прозрачности государственного управления характерны и для стран с устойчивой демократией и для тех, где сравнительно недавно начались демократические преобразования.
В России бюджет – главный политический и финансовый инструмент реализации социально-экономической политики и исследования прозрачности бюджетного процесса и бюджета безусловно актуальны.
Информационная прозрачность органов государственной власти, доступность информации об их деятельности и принимаемых ими решениях является не только необходимым элементом осуществления постоянной связи между гражданами и государством, но и средством эффективного функционирования органов власти. Мировой опыт свидетельствует, что участие общественности в бюджетном процессе, открытость в государственном секторе повышает эффективность политики, проводимой в бюджетной сфере, является необходимым условием продуманной экономической стратегии государства.
Прозрачность бюджета как главного финансового инструмента реализации социально-экономической политики является одним из основных условий открытости государственных решений.
Своевременное предоставление в доступном виде бюджетной документации увеличивает возможности контроля со стороны законодательной власти и общественности качества принимаемых бюджетных решений и исполнения бюджета, повышает ответственность органов исполнительной власти за разработку и исполнение бюджета, создает предпосылки для контроля целевого расходования средств.
1.1. История вопроса
Проблема прозрачности бюджета уходит своими истоками в историю парламентаризма.
Однако и современная практика большинства стран в бюджетной сфере не отвечает требованию прозрачности, если имеет место монополия исполнительной власти на участие в бюджетном процессе; ограничены полномочия законодательной власти при обсуждении бюджета и внесении поправок; ограничена информация для оценки эффективности исполнения бюджета, а общественность принимает слабое участие в бюджетном процессе. Поэтому обеспечению прозрачности при продвижении бюджетных реформ во многих странах уделяется существенное внимание. Глобализация, усилившая взаимозависимость национальных экономик повысила внимание международных финансовых институтов к прозрачности финансовых процессов, а азиатский кризис наглядно показал, что если бы был широкий доступ к информации о состоянии финансовых рынков этих стран и финансовой политики, то это позволило бы включить соответствующие регулирующие механизмы, смягчающие кризис. Как следствие, был сделан первый шаг на пути формализации требований прозрачности: 16 апреля 1998 года Международный Валютный Фонд (МВФ) опубликовал «Кодекс надлежащей практики применительно к прозрачности в налогово-бюджетной сфере» и обратился к государствам – членам МВФ с призывом провести его в жизнь. Принципы и практика, изложенные в Кодексе выработаны на основе опыта налогово-бюджетного управления в государствах-членах. Кодекс МВФ носит рекомендательный характер, ограничен рамками кредитно-финансовой политики, адресован, прежде всего, правительствам государств-членов МВФ.
Повышение прозрачности бюджетного процесса может быть инициировано не только финансовыми институтами или властью (совершенствование бюджетной системы), но и извне – институтами гражданского общества.
Так в Южной Африке, где бюджетный процесс предусматривает малую долю участия законодательной власти и общественности, Институт в поддержку демократии Южной Африки и Международный бюджетный проект Центра бюджетных и политических приоритетов, расположенный в Вашингтоне, предложили более широкий подход к проблеме прозрачности, объединив проблемы прозрачности бюджета и общественного участия.
В России именно такая инициатива лежит в основе программы Центра «Стратегия» «Городские жители и власти – на пути к сотрудничеству. Бюджет, который можно понять и на который можно влиять».1Таким образом, сегодня можно выделить три основных вида инициатив по развитию прозрачности: международные финансовые институты (цель – финансовая прозрачность), национальные и региональные правительства (цель — повышение прозрачности в ходе реформирования бюджетной системы, включая более широкое информирование граждан), институты гражданского общества (цель – повышение прозрачности и активизация общественного участия). С позиций последнего подхода бюджетный процесс можно рассматривать как поле межсекторного взаимодействия, расширение которого происходит за счет развития общественного участия.
1.2. Роль прозрачности бюджетного процесса
Интерес в обеспечении прозрачности могут иметь как представители законодательной (представительной) и исполнительной власти, так и население и, главным образом, социально активная часть граждан, объединяющаяся в некоммерческие организации и представляющая интересы в бюджетном процессе определенных групп населения. Хотя интересы, а следовательно, и цели, могут быть разнонаправленными (выборный процесс, повышение инвестиционной привлекательности, контроль за расходованием бюджетных средств, получение средств из бюджета и т.д.), но общий вектор повышения прозрачности способствует реализации этих целей:
- прозрачность позволяет каждому члену общества понимать язык бюджета и его цифры, видеть на какие цели расходуются налоги, которые он платит, поскольку налоги составляют основу доходной части бюджета;
- прозрачность создает условия для общественного обсуждения и позволяет реализовать право общественности на информацию о бюджете и учет ее точки зрения в конечных решениях по бюджету (приоритеты, распределение ресурсов и т.д.);
- прозрачность повышает ответственность исполнительной власти за разработку и исполнение бюджета, поскольку усиливается возможность контроля со стороны законодательной (представительной) власти и общественности за качеством принимаемых по бюджету решений и его исполнением;
- прозрачность создает предпосылки для контроля за целевым расходованием средств бюджета и является инструментом борьбы с коррупцией;
- прозрачность повышает доверие населения и институтов гражданского общества к власти, поскольку они лучше понимают ее действия, что создает предпосылки для общественного согласия;
- прозрачность и общественное участие содействуют повышению эффективности расходования бюджетных средств, и социальной политики, формированию системы профильного взаимодействия государства и НКО;
- прозрачность – предпосылка макроэкономической и финансовой стабильности в стране, т.к. быстрее могут быть сделаны необходимые изменения для предотвращения кризиса;
- прозрачность делает политику национального и регионального правительства более открытой для мирового сообщества, что повышает инвестиционную привлекательность страны и ее регионов и способствует росту инвестиций в экономику.2
2. Принцип прозрачности бюджетных процессов
Движение к большей прозрачности и возможности участия общественности в правительственных решениях по бюджету имеет место во всем мире. Международные организации и международный бизнес постепенно усиливают требования к большей открытости правительственной финансовой информации.
Например, Международным валютным фондом был разработан и принят специальный Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в области денежно-кредитной и финансовой политики.
Прозрачные процессы принятия решений могут помочь справиться с экономическими проблемами и в то же время обеспечить поддержку правительств своими гражданами.
Граждане, которые имеют точную информацию, позволяющую им понимать сущность экономического выбора, перед которым стоят их правительства, участвуют в принятии решений, которые в итоге являются более удачными и пользуются поддержкой общественности. Многие эксперты полагают также, что наличие доступа к более полной информации о финансовых рынках и о бюджетной политике страны способствует эффективной оценке финансовых рисков и лучшему распределению инвестиционных ресурсов.3
Однако для многих стран мира прозрачность и открытость правительственных решений стали обычным явлением лишь в последние несколько лет. Этому способствовали общемировые тенденции к использованию информационных систем управления.
Применение ИТ способствует достижению ряда эффектов: удовлетворенности потребителей бюджетных услуг, вследствие учета их предпочтений при планировании и предоставлении услуг; прозрачности системы управления финансами; информированности налогоплательщиков и других заинтересованных сторон о состоянии системы финансов; повышению качества управления финансами; эффективности использования бюджетных средств вследствие повышения заинтересованности субъектов бюджетного процесса в достижении результатов; повышению уровня компетентности и ответственности руководителей и специалистов; снижению затрат на предоставление бюджетных услуг вследствие создания конкуренции для государственных учреждений со стороны негосударственных предприятий.
Основной проблемой правового регулирования прозрачности бюджетного процесса в настоящее время выступают недостатки нормативного закрепления принципов бюджетной системы, в частности принципа прозрачности.
Принцип прозрачности (открытости) закреплен в ст. 36 Бюджетного кодекса РФ. Согласно названной статье принцип прозрачности (открытости) означает:
1) обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);3) стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Кроме того, названная ст. 36 БК РФ предусматривает, что секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Для толкования принципа прозрачности в бюджетном праве важным представляется понимание роли принципов бюджетной системы для бюджетно-правового регулирования.
В научных работах до настоящего времени не существует единой точки зрения на их определение, функциональное назначение и необходимость их закрепления в том виде, как это предусмотрено БК РФ в настоящее время.
Ряд исследователей, раскрывая их значение для бюджетно-правового регулирования, фактически относят их к группе специализированных норм, т.е. норм, содержащих предписания, обеспечивающие понимание действия как регулятивных, так и правоохранительных норм.
В Постатейном комментарии к Бюджетному кодексу Российской Федерации, в частности, указывается, что «принципы бюджетной системы формулируются, как правило, в результате тщательного изучения совокупности норм, регулирующих соответствующую сферу общественных отношений.
Поэтому изучение принципов бюджетной системы Российской Федерации имеет то положительное значение, что раскрывает смысл сразу многих правовых норм и позволяет глубже и точнее понять их смысл».4
Источник: http://stud24.ru/budget/obespechenie-prozrachnosti-v-bjudzhetnoj-sfere/427804-1519292-page1.html