Правильное оформление путевого листа
Уменьшение срока действия путевых листов с 1 марта 2019 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет об изменениях, которые вносятся в приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» с 1 марта 2019 года.
Сразу же хочу отметить, что нововведений немного и они небольшие. Однако если в Вашей организации оформляются путевые листы, то изменения следует учитывать в работе.
Введение понятия парковка
Первое нововведение заключается в том, что в тексте нормативного документа понятия «гараж (депо)» и «место постоянной стоянки» заменены на единое понятие «Парковка (парковочное место)».
Напомню, что понятие парковка было введено в ПДД 6 августа 2013 года а в закон «О безопасности дорожного движения» — 12 мая 2016 года.
В данном случае приказ Минтранса РФ приведен в соответствие другим нормативным документам.
Введение предсменного технического контроля
Также в текст документа повсеместно добавлено новое понятие «предсменный контроль технического состояния», которое используется наряду с понятием «предрейсовый контроль».
Напомню, что начиная с 21 декабря 2018 года транспортное средство должно проходить либо предсменный, либо предрейсовый технический контроль.
Т.е. в приказе Министерства транспорта исправлено еще одно несоответствие.
Отмена штампов
Из порядка заполнения путевых листов полностью исключено упоминание штампов:
13.
Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
16. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
13.
Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
16. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
До 1 марта 2019 года штампы могли ставиться должностными лицами для заверения времени и показаний одометра при въезде или выезде с парковки, а также должны были ставиться при проведении медицинского осмотра водителя.
Начиная с 1 марта 2019 года слово штамп вообще исключено из приказа Минтранса. Теперь все операции должны заверяться только подписями.
Кроме того, медицинский работник теперь ставит в путевом листе фамилию и инициалы, тогда как ранее требовалось полностью писать имя и отчество.
Максимальный срок действия путевого листа
Ну и самое серьезное изменение затронуло срок действия путевого листа:
10. Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.
10. Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.
Если автомобиль выполняет в течение дня один или несколько рейсов, то ему, как и раньше, нужен один путевой лист на день.
Если же длительность рейса превышает 1 день, то путевой лист оформляется на целый рейс.
С одной стороны, из приказа исключено упоминание срока в 1 месяц, то есть с 1 марта 2019 года путевые листы могут выдавать и на более длительный срок:
Например, если автомобиль выполняет длинный рейс по территории страны и возвращается на место постоянной стоянки только через 6 недель, то ему достаточно одного путевого листа.С другой стороны, до 1 марта 2019 года можно было оформить путевой лист на месяц и за этот месяц сделать несколько рейсов:
Например, путевой лист оформлялся на месяц и в течение этого месяца автомобиль многократно возвращался в организацию, т.е. выполнял несколько десятков рейсов.
Например, каждые 2 дня имел место новый рейс, а автомобиль отвозил товары в соседний город и возвращался обратно.
С 1 марта 2019 года такой вариант невозможен и на каждый рейс должен оформляться отдельный путевой лист.
В заключение предлагаю Вам самостоятельно изучить обновленный текст рассматриваемого нормативного документа:
Кроме того, действующие правила оформления путевых листов подробно рассмотрены в рамках отдельной статьи:
Источник: https://pddmaster.ru/novoe/putevoi-0319.html
Новый порядок заполнения путевых листов
Путевой лист является одним из основных документов, связанных с использованием автотранспорта. Однако до последнего времени правила его заполнения вызывали многочисленные споры. Министерство транспорта РФ в октябре текущего года зарегистрировало в Минюсте России приказ от 18 сентября 2008 г. № 152 об утверждении обязательных реквизитов путевого листа и порядка их заполнения.
Необходимость подобного документа была вызвана прямой ссылкой, содержащейся в ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», возлагающей на Минтранс России обязанность утвердить порядок заполнения и обязательные реквизиты путевого листа.
Согласно этому Закону путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Вместе с тем путевой лист, выписанный на автотранспортном предприятии, обычно признается документом, подтверждающим право использования водителем автотранспортного средства.
В связи с этим выписывать дополнительно доверенность на право управления не требуется.
Законом № 259-ФЗ запрещена перевозка пассажиров, багажа и грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Необходимость для водителя иметь при себе в отдельных случаях путевой лист установлена и подп. 2.1.1 п. 2.
1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.Таким образом, в соответствии с Законом № 259-ФЗ иметь при себе путевой лист должны водители, выполняющие только перевозки пассажиров и багажа, а также грузов. Если водитель выезжает по заданию работодателя без пассажиров, багажа и грузов, то выписывать путевой лист нет необходимости.
Оформление путевого листа по новым правилам
В настоящее время действуют унифицированные формы путевых листов на каждый вид транспортного средства, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.
Эти путевые листы должны применяться юридическими лицами всех форм собственности, ведущими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, которые перевозятся автомобильным транспортом.
Остальные организации, а также индивидуальные предприниматели могут использовать путевые листы, разработанные самостоятельно. В основном именно им и адресован приказ Минтранса России № 152. В соответствии с этим приказом основными реквизитами путевого листа признаются:
- наименование и номер путевого листа — документ должен быть озаглавлен «Путевой лист» и иметь номер, который в обязательном порядке фиксируется в журнале регистрации путевых листов. Форму этого журнала организация может определить самостоятельно, но лучше воспользоваться унифицированной формой № 8 «Журнал учета движения путевых листов», утвержденной Постановлением № 78;
- сведения о сроке;
- действия путевого листа — если путевой лист выписывается на один день, сведения о сроке включают в себя день, месяц и год, в течение которого путевой лист может быть использован, а при выписке путевого листа на период — дату начала и окончания срока его использования. Максимальный срок, на который может быть выписан путевой лист, составляет один календарный месяц;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства: для юридического лица — полное наименование, юридический адрес и номер телефона, для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество, почтовый адрес и номер телефона;
- сведения о транспортном средстве — к ним относятся тип (легковой или грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а также прицепа (полуприцепа), государственный регистрационный номер, показания одометра (полные километры пробега) при выезде из гаража и заезде в гараж, дата и время выезда со стоянки и возвращения на нее;
- сведения о водителе — в них входят фамилия, имя, отчество водителя, а также дата и время проведения предрейсо-вого и послерейсового медицинского осмотра. Отметка о прохождении медицинского осмотра должна быть проставлена медицинским работником и заверена его штампом и подписью с обязательной расшифровкой фамилии, имени и отчества.
Допускается оформление на одно транспортное средство одновременно нескольких путевых листов, по одному на каждого водителя. Такая практика обычно применяется для водителей автобусов, которые используют транспортное средство попеременно в течение одной рабочей смены.
В таком случае дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства со стоянки указываются только в путевом листе водителя, который первым выезжает с постоянной стоянки, а дата, время и показания одометра при заезде транспортного средства проставляются лишь в путевом листе водителя, который последним заезжает на постоянную стоянку. Путевые листы помимо обязательных реквизитов могут содержать и дополнительные сведения, связанные со спецификой работы организации или индивидуального предпринимателя. Например, в путевой лист заносят маршрут движения транспортного средства, адрес объекта, на котором работает транспорт, отметки о выполнении задания.
Даже если организации не занимаются деятельностью по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и не являются отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, им целесообразно применять путевые листы, формы которых установлены Постановлением № 78.
При необходимости можно сократить или изменить в них ряд реквизитов, но тогда модифицированную форму путевых листов необходимо закрепить в учетной политике организации.
В частности, в путевой лист можно внести изменения, связанные со сроком его действия, поскольку официально принятые формы действительны только в течение одного дня.
Индивидуальные предприниматели при оформлении путевых листов могут воспользоваться формами, утвержденными приказом Минтранса России от 30 июня 2000 г. № 68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте».
Несмотря на то что приказ отменен, приведенные в нем формы содержат все необходимые для путевых листов реквизиты и ими можно пользоваться, как и формой журнала регистрации путевых листов для индивидуальных предпринимателей, принятой этим же приказом.Все оформленные путевые листы должны храниться в организации или у индивидуального предпринимателя не менее пяти лет с момента окончания срока их действия.
Все ли вопросы решены новым приказом
Нерешенным остается вопрос о выписке путевого листа на определенный срок (до месяца). С одной стороны, возможность выписки путевого листа на срок более одного дня установлена самим приказом № 152, с другой стороны, выясняется, что данный вывод, сделанный рядом экспертов, несколько преждевремен.
Вспомним, что выписывать путевой лист на несколько дней можно было и раньше, если транспортное средство использовалось непрерывно в течение определенного периода без заезда на постоянную стоянку (например, при командировке или работе на объекте у заказчика). К такому решению вопроса склонялись и специалисты Минфина России (см.
письмо от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129).
Однако можно ли после выхода приказа во всех случаях выписывать путевой лист на несколько дней? К сожалению, нет. Необходимость ежедневно выписывать путевой лист связана с обязанностью организации или предпринимателя каждый день заполнять кроме уже названных другие, не менее обязательные реквизиты:
- показания одометра при выезде из гаража и возвращении в него;
- дату и время выезда с постоянной стоянки и возвращения на нее;
- дату и время проведения предрейсово-го и послерейсового медицинского осмотра водителя.
Очевидно, что заполнение путевого листа на несколько дней правомерно, только если транспортное средство не возвращается ежедневно на место постоянной стоянки или в гараж, а смена водителя продолжается несколько дней. Как уже отмечалось, такая ситуация возможна при направлении водителя в командировку, работе на объекте у заказчика и т.п.
Нужно обратить внимание на обязательность предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Необходимость проводить медицинский осмотр водителя перед каждой рабочей сменой и после нее установлена п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г.
№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а сам порядок проведения такого осмотра детально прописан в Методических рекомендациях «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения.
Организация и порядок проведения пред-рейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденных Минздравом России и Минтрансом России 29 января 2002 г.
Можно возразить, что отметка медицинского работника не предусмотрена в ряде утвержденных Постановлением № 78 путевых листов. Например, такую отметку не содержит форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля». Однако очевидно, что с утверждением обязательных реквизитов путевого листа отметка в нем о прохождении предрейсо-вого медицинского осмотра водителя должна быть в обязательном порядке.
Если отметки медицинского работника нет, то сотрудник ГИБДД может признать путевой лист недействительным, водитель будет отстранен от управления транспортным средством, а само транспортное средство помещено на специальную стоянку (ст. 27.13 КоАП РФ).
В случае дорожно-транспортного происшествия руководитель организации или индивидуальный предприниматель, допустивший к управлению транспортным средством водителя без предрейсового медицинского осмотра, может быть привлечен к административной, а в некоторых ситуациях и к уголовной ответственности.
Использование путевых листов в бухгалтерском и налоговом учете
Использование путевых листов как первичных документов в бухгалтерском и налоговом учете необходимо для правильного списания горюче-смазочных материалов (в первую очередь топлива), контроля работы транспортного средства, а также учета работы водителя.
В бухгалтерском учете топливо на транспортное средство списывается по нормам расхода, установленным самой организаци- ей или индивидуальным предпринимателем.
Для определения этих норм можно воспользоваться технической документацией на транспортное средство, а также Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобиль-
ном транспорте», утвержденными распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г.
№ АМ-23-р. Кроме того, допускается установка норм использования топлива транспортным средством по акту замера расхода топлива, составляемому комиссией, назначенной организацией.
Акт замера имеет произвольную форму и содержит помимо даты заполнения данные о составе комиссии, наименовании транспортного средства, а также порядке установления нормы для него. Акт подписывают все члены комиссии.
Для целей налогообложения расходы на топливо в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ не нормируются. Тем не менее к налоговому учету в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, могут приниматься только экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, направленные на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).Позиция налоговых органов и специалистов Минфина России сводится к тому, что при определении обоснованности для целей налогового учета произведенных затрат на приобретение топлива необходимо учитывать Нормы расхода, утвержденные Минтрансом России (письмо Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/640). Помимо этого из первичной документации (в частности, путевого листа автомобиля) должно быть ясно, что автомобиль использовался в деятельности, направленной на получение дохода. К таким сведениям, вписываемым в путевой лист, могут быть отнесены в том числе:
- маршрут движения автомобиля (например, поездка к заказчикам и поставщикам, в банк, служебная командировка);
- наименование объекта, на котором работает транспортное средство, его адрес;
- отметки на путевом листе о времени работы транспортного средства, сделанные заказчиком.
Очевидно: если из путевого листа не будет следовать, что транспортное средство использовалось в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя, то и расходы на его содержание, а также заработную плату водителя нельзя учесть для целей налогообложения.
Источник: https://gaap.ru/articles/novyy_poryadok_zapolneniya_putevykh_listov
Образец заполнения бланка путевого листа грузового автомобиля
Чтобы осуществлять грузоперевозки, для грузовых транспортных средств существует специальный отчетный документ – путевой лист. В данной статье мы рассмотрим формы листов, для каких случаев они нужны, и образец заполнения путевого листа грузового автомобиля, где указан порядок оформления документа.
Путевой лист — неотъемлемая часть работы грузоперевозчиков
Виды путевых документов
Путевые листы оформляются компанией-перевозчиком, в качестве которого может выступать как юридическое лицо, так и физическое. Грузоперевозки осуществляются исключительно на коммерческой основе.
Благодаря этому документу, транспортная компания отчитывается за расходы, содержание ТС, его амортизацию. Грузовые машины требуют больших расходов, как на содержание, так и на топливо. К тому же по документу может быть начислена и зарплата водителя.
Из путевого листа видно, сколько времени работник провел за рулем и какой километраж проехал.
Путевые листы бывают трех форм:
- форма № 1 – международная;
- форма № 2 – типовая для грузоперевозок грузовым транспортом;
- форма № 3 – типовая для перевозки грузов легковым транспортом.
Лист международного образца выписывается только на одну командировку.
Кроме того, путевые листы подразделяются на следующие виды, утвержденные еще в 1997 году и действующие до сих пор:
- форма 4-с – используется при сдельной оплате труда работника;
- форма 4-п – применяется в случае повременной оплаты, также данный документ выписывается, если необходимо доставить груз нескольким заказчикам;
- форма 4-м – для международных перевозок.
Форма 4-с применяется при сдельной оплате работников
Как заполнить документ
В машине у водителя, перевозящего грузы, обязательно должны присутствовать следующие обязательные документы:
- путевой лист;
- товарно-транспортная накладная;
- водительское удостоверение;
- свидетельство о регистрации ТС.
Порядок заполнения листов практически один и тот же. Документ выписывается на один день. Исключение составляют поездки, рассчитанные на дальние расстояния. Ответственный диспетчер на нем проставляет дату выдачи и номер, которые вносит в специальный журнал. В отчетном документе прописывается следующая информация:
- дата рейса;
- вид задания;
- в каком составе осуществляется доставка.
Ниже вносятся данные о машине:
- марка машины;
- регистрационный номер;
- гаражный номер.
Если имеется прицеп, то на него тоже вносятся аналогичные данные.
Следующим пунктом указываются данные водителя. Заполняется графа с номерами водительского удостоверения. При наличии в поездке напарника или же экспедиторов, то их данные также прописывают в документе.
В документе ставится подпись главного механика, который удостоверяет, что машина находится в исправном состоянии и готова к эксплуатации. Водитель также подписывается в листе, тем самым подтверждая факт осмотра ТС. С того момента, как шофер поставил свою подпись, ответственность за груз и машину ложится на его плечи. Это будет означать, что задание принято им к исполнению.
Данные километража вносятся в отдельную графу. Сначала заносят цифры на момент выезда машины, по возвращении рядом вносятся измененные после поездки данные. Вносится информация о расходе горючего (на момент выезда и по возвращении в гараж) с указанием его типа.
Образец заполнения путевого листа
Заполнение графы «Задание водителю»
Данная графа вызывает порой немало сложностей. Но она требует правильного оформления. Тут прописываются все адреса заказчиков, куда необходимо доставить груз, номера накладных. Заказчик в свою очередь проставляет на документе дату, подписывается и ставит печать. Эта мера является доказательством того, что водитель был в нужном месте и доставил вверенный ему груз.
Помимо этого порядок заполнения требует внесения сюда дополнительных данных о расстоянии до каждого отдельно взятого заказчика, тоннаже и наименовании груза.
В графу «количество ездок» вносится число, равное количеству совершенных водителем ходок. Все это характерно для примера заполнения формы 4-п. К данной форме могут прилагаться отрывные талоны, выступающие в качестве предъявляемого счета, по которым заказчик обязуется оплатить доставку товара. В них же заказчик прописывает следующую информацию:
- данные о машине;
- время доставки груза;
- время его разгрузки.
Талон заполняется в 2-х экземплярах, один остается у заказчика, а второй отправляется с водителем на предприятие, предоставившее услугу. Владелец ТС должен тщательно проверить внесенную информацию.
Медосмотр
Каждый водитель перед выездом должен пройти обязательное медицинское обследование. Это необходимо для безопасности, как самого работника, так и для обеспечения безопасного движения ТС. Следовательно, отметка врача на путевом листе обязательна.
Водитель должен проходить медосмотр перед каждым выездом
Возвращение на базу
Возвратившись обратно на базу, водитель сдает всю отчетную документацию диспетчеру, который проверяет правильность заполнения. По предоставленным данным производится расчет совершенного километража, расхода горючего и времени, проведенного в пути. На основании предоставленных данных водителю начисляется зарплата.
Если же не обошлось без поломок, то соответствующая информация вносится диспетчером в графу «Отметки»: что произошло, стоимость ремонта, средства, затраченные на запчасти.
После проверки документов водитель ставит подпись о том, что он сдал транспорт и заполняются следующие графы:
- № 12 – период работы оборудования;
- № 13 – время работы мотора;
- № 24 – номера совершенных поездок по порядку;
- № 25 — № ТТН;
- № 26 – время, затраченное на работу ТС;
- № 27 – перевезенное количество груза;
- № 28 – выполненная работа;
- № 29 – прописывается информация о грузоотправителе.
Данные, внесенные в эти графы, подтверждаются подписями диспетчера и водителя.
После всех манипуляций документ передается таксировщику, который производит расчеты стоимости совершенной поездки. Итоговую подпись ставит бухгалтер после проверки.
Таким образом, ничего сложного в заполнении путевого листа нет. Правильно заполненный документ не создаст в дальнейшем лишних проблем. Главное соблюдать инструкцию и порядок его заполнения. Представленный пример заполнения документа поможет разобраться в последовательности его заполнения.
LogoSkop > Документы > Образец заполнения бланка путевого листа грузового автомобиля
Источник: https://logoskop.ru/dokumenty/putevoj-list-gruzovogo-avtomobilya-obrazec-zapolneniya.html
Порядок оформления путевых листов на предприятии
Каждая частная и государственная организация должна четко документировать всю свою деятельность. На этот счет разработано множество специальных бланков, форм и правил.
При их соблюдении и своевременном грамотном заполнении бумаг у предпринимателя не возникнут проблемы ни с проверяющими структурами, ни с налоговыми органами, которые могут предоставить освобождение от начислений НДФЛ. Особенно много вопросов у начинающих бизнесменов вызывают правила заполнения путевых листов (ПЛ) и изменения в них.
Сегодня мы расскажем, как правильно заполнять эти важные документы, а также представим вашему вниманию образцы самых распространенных бланков, разработанных для выпуска ТС в рейс.
Несколько слов о ПЛ
Правила заполнения путевых листов должны соблюдать любые предприятия, использующие в своей основной либо побочной деятельности транспортные средства. Без этого документа, заполненного должным образом, не имеет права выйти в рейс ни одно ТС.
Довольно часто предприятия компенсируют своим сотрудникам, использующим в рабочих целях личный транспорт, расходы на ГСМ.
Их подтверждают с помощью путевого листа, к тому же сотрудники ГИБДД, остановившие автомобиль, имеют право запросить эти бумаги, в которых указываются данные транспорта, водителя и назначение маршрута.
С помощью этих документов любая организация списывает свои траты на топливо и получает освобождение от НДФЛ за определенный период. В случаях, когда правила заполнения путевых листов не соблюдены, предпринимателя можно даже привлечь к административной и уголовной ответственности.
Делая выводы из всего вышесказанного, можно сказать, что путевой лист — это не просто бланк, а важный документ, в котором отражены все данные о ТС, лице, им управляющем, маршруте и так далее. Правильное оформление подобных бумаг гарантирует компании отсутствие проблем с налоговыми службами в случае ежегодных отчетов и внезапных проверок.
Классификация
На сегодняшний момент существует несколько видов интересующего нас документа, применимые к любому известному транспорту. Исходя из этого, по назначению ПЛ можно классифицировать следующим образом:
- легковой транспорт;
- специальный транспорт;
- грузовое ТС;
- пассажирское такси;
- автобус.
Каждая форма имеет свое буквенно-цифровое обозначение. Например, правила заполнения путевого листа 4-С касаются грузового транспорта. В целом практически все бланки имеют идентичный порядок заполнения, однако, в зависимости от специализации ТС, он может иметь незначительные дополнения.
Индивидуальные бланки ПЛ
Не каждой организации подходят унифицированные формы, разработанные государственными структурами. Иногда некоторые графы оказываются для той или иной фирмы лишними, поэтому допустима разработка индивидуальных бланков ПЛ.
Они должны содержать предусмотренные законом обязательные реквизиты, остальные могут быть добавлены или убраны по желанию руководителя компании. В любом случае подобный бланк считается законным и может быть представлен по требованию в соответствующие государственные структуры.
Срок действия документа
Согласно правилам заполнения путевых листов, в них в обязательном порядке указывается период действия. Необходимо помнить, что унифицированная форма используется не более двадцати четырех часов. В особом случае в дополнительные графы должна быть внесена пометка. А вот у индивидуального бланка срок действия продлен до тридцати дней.
Эти нюансы нужно знать каждому, кто занимается проверкой и оформлением ПЛ.
Обязательные графы
Как мы уже упоминали ранее, каждый бланк должен включать ряд неизменяемых реквизитов, без которых он считается недействительным. При этом не имеет значения специализация ТС. Например, правила заполнения путевых листов формы 3 для легковых автомобилей подразумевают включение в бланки определенную совокупность граф и ячеек:
- Номер.
- Наименование.
- Период действия бланка.
- Информация о сотруднике организации, управляющем ТС:
- Ф. И. О. шофера, который будет работать на указанном ТС;
- дата в формате числа, месяца, года и время в формате часов и минут, когда проводился предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр шофера.
5. Подробное описание использующегося ТС:
- его тип;
- модель;
- модель прицепа и полуприцепа (когда их нет, то графа не заполняется);
- регистрационный номер ТС;
- начальный километраж и отметка о пройденных километрах после окончания рабочей смены;
- информация о выходе в рейс и окончании работы (дата и время).
6. Данные о владельце ТС.
Помимо перечисленных граф, любой предприниматель может добавить и необходимые для него реквизиты. Они могут раскрывать, к примеру, вид деятельности компании или любые другие данные на усмотрение руководства.
Путевые листы: образец, правила заполнения
Если вы планируете для своей работы использовать унифицированную форму, то наш образец поможет вам сориентироваться в заполнении документа. Имейте в виду, что он двусторонний. Поэтому не забудьте внести данные и на оборотную сторону листа после возвращения водителя из рейса.
В крупных организациях заполнением подобных документов занимаются специально обученные люди, они же выпускают водителей и ТС на маршрут. В более мелких организациях, где содержать таких специалистов не совсем рентабельно, данная обязанность возлагается на любое лицо. К примеру, на бухгалтера или руководителя фирмы.
Работник, занимающийся ПЛ, должен быть ознакомлен со всеми правилами и вводящимися новшествами. В следующем разделе статьи мы расскажем вам о тонкостях в правилах заполнения путевого листа легкового автомобиля. Отдельно разберем ПЛ, предназначенные для автобусов и грузовых ТС.
Пример заполнения
Это один из самых простых вариантов, который не содержит никаких сложностей. Однако для новичка правила заполнения путевого листа легкового автомобиля могут показаться излишне запутанными. Ведь часто унифицированная форма пугает обилием граф и реквизитов. Итак, давайте рассмотрим лицевую сторону этого важного бланка.
В левой верхней части листа необходимо внести дату выхода в рейс, наименование организации (именно так, как записано в учредительных документах), полные данные на водителя и автомобиль.
Также указывается время выезда со стоянки и возвращения с маршрута, отмеченное диспетчером.
Сюда же часто вносят информацию о медицинском осмотре шофера и данные о лице, ответственном за проведенные процедуры.В правой части обычного бланка вписываются коды из учредительных документов организации, номер самого бланка (его устанавливают произвольно, но по порядку, отталкиваясь от прежнего), километраж, данные людей, проверивших техническое состояние ТС, и марку топлива. Также сюда вписывают выданное количество ГСМ, если это принято на предприятии.
В нижней части бланка подписи ставят лицо, отдающее исправный автомобиль, и водитель, принявший ТС.
Оборотная сторона заполняется ответственным лицом, принявшим авто после рейса. Здесь указывается маршрут, время в пути, пройденный километраж. Под этими данными ставится подпись водителя. Иногда бухгалтер либо руководитель организации в специальных графах рассчитывает заработную плату работника, но данные реквизиты не являются обязательными.
Правила заполнения путевых листов автобуса
Данный унифицированный документ идет под номером шесть, помимо уже описанных в предыдущем разделе обязательных граф, в нем добавлено еще несколько. Имейте в виду, что без них бланк не считается правильно заполненным, а, следовательно, не будет учитываться в налоговых органах.
В подобном путевом листе указываются данные о водителе и кондукторе. В графы вписываются фамилия и инициалы обоих людей, а также номера их удостоверений. В обязательном порядке указываются номера и названия маршрутов. Иногда в данные документы вносятся особые отметки или задания для водителя.
Так как автобус выходит на рейс в первую и вторую смену, то в путевом листе предусмотрены графы, заполняющиеся диспетчером по мере выезда и возвращения в гараж каждой смены.
Грузовые автомобили
В первую очередь необходимо учитывать, что для грузовых ТС создано три унифицированных бланка:
- Для сдельной работы. Такая форма используется при перевозках по сдельной форме, когда водитель имеет представление о расценках и может по окончании рабочей смены увидеть на оборотной стороне путевого листа свою заработную плату.
- С учетом повременных тарифов. В этом случае в документе указывается вид тарифа, а затем делается расчет заработной платы по итогам поездки.
- Междугородные перевозки. Подобная форма помечается специальной красной полосой и используется довольно редко. Чаще всего она применяется при работе с народнохозяйственными грузами.
Правила заполнения путевого листа грузового автомобиля предусматривают множество граф и считаются самыми сложными. Неизменными являются следующие строки:
Обычно оформлением подобных важных документов занимаются специально назначенные лица, в транспортных компаниях их содержание просто необходимо.
Нововведения в правила
В текущем году изменились правила заполнения путевого листа. Некоторые специалисты утверждают, что они даже упростили работу специалистам. А вот другие считают новые правила заполнения путевых листов более сложными, чем предыдущие. Как бы то ни было, но знать их должен каждый предприниматель, работающий с использованием разных транспортных средств.
Ранее те, кто выпускали автомобили на маршрут, должны были обязательно проставлять на документе круглую печать предприятия. Сейчас это считается необязательным, но данные компании и владельца авто обязательно должны быть внесены в графы. Без них бланк не имеет юридической силы.
Источник: http://f-52.ru/poryadok-oformleniya-putevyh-listov-na-predpriyatii/
Путевые листы: правила заполнения в 2017 году
Новые правила утверждены Приказом Минтранса РФ от 18.01.2017 № 17, который, в свою очередь, внес поправки в Приказ Минтранса РФ от 18.09.2017 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее Приказ № 152). Все изменения распространяются на путевые листы, оформленные после 25.02.2017.
Новый порядок составления путевых листов обязаны применять юрлица и ИП, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Рассмотрим утвержденные изменения подробнее.
Изменение № 1
В заголовочной части путевого листа организации и индивидуальные предприниматели теперь вправе не проставлять свою печать или штамп (п. 12 разд. III Приказа Минтранса РФ № 152).
Изменение № 2
Организации и ИП на путевом листе в дополнение к отметке о медосмотре должны сделать отметку о предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства (с указанием даты и времени проведения).
Такая отметка проставляется или контролером технического состояния автотранспортных средств, или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта и заверяется его подписью с указанием фамилии и инициалов (п. 16.
1 разд. III Приказа Минтранса РФ № 152).
Используйте актуальную форму путевого листа в программе «Путевые листы и учет ГСМ»
Обязательные реквизиты путевого листа
Обязательные реквизиты путевого листа не изменились.
Чтобы на основании путевого листа списать ГСМ, в нем необходимо указать следующие реквизиты (п. 3 разд. II Приказа № 152):
- наименование и номер;
- сведения о сроке действия;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
- сведения о транспортном средстве;
- сведения о водителе.
В сведения о сроке действия нужно включить дату (число, месяц, год), в течение которой можно совершать поездки по выданному путевому листу. Документ может быть выдан и на несколько дней, но не более чем на месяц (п. 10 разд. III Приказа Минтранса РФ № 152) — в таком случае нужно указать даты начала и окончания срока, когда путевой лист может быть использован.
В строке о собственнике транспортного средства нужно указать:
- для юрлица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона;
- для ИП — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.
В путевой лист нужно включить информацию о транспортном средстве:
- тип транспортного средства (легковой или грузовой автомобиль, автобус или троллейбус и т.д.);
- модель транспортного средства (ВАЗ-2101, Audi A3 и т.п.);
- государственный регистрационный знак транспортного средства;
- показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
- дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда обратно.
Информация о водителе должна содержать:
- фамилию, имя, отчество водителя;
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
С 15 декабря 2017 года снова изменился порядок заполнения путевых листов. Соответствующие поправки внесены Приказом Минтранса РФ от 07.11.17 № 476. В соответствии с этими поправками путевом листе обязательно указывать:
- ОГРИП — индивидуальным предпринимателям, ОГРН — организациям;
- день и время последней предрейсовой проверки технического состояния транспортного средства (если обязательный досмотр установлен законом).
Помимо указанных реквизитов, путевой лист, как первичный документ, должен содержать обязательные реквизиты, установленные для всех первичных документов п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон № 402-ФЗ). Данный закон, так же как и Приказ Минтранса № 152, к обязательным реквизитам относит «Наименование документа».
Обязательные реквизиты, согласно Закону № 402-ФЗ:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
- подписи ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Часто для служебных поездок работники компании используют личные автомобили. Например, директор использует автомобиль для поездок в командировку, а менеджер может ездить на личном автомобиле на встречи с партнерами.
Чтобы подтвердить расходы на ГСМ, каждую поездку нужно отразить в путевом листе. Нужна ли отметка врача в таком случае, узнаете из статьи Норматива.
Дополнительные реквизиты путевого листа
Организации и ИП могут указать в путевом листе дополнительные реквизиты, учитывающие особенности их деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта (п. 8 разд. II Приказа № 152).
Такими дополнительными реквизитами, по мнению автора, могут быть:
- нормативный расход топлива;
- экономия топлива в сравнении с нормативным расходом;
- перерасход топлива в сравнении с нормативным расходом.
Перечисленные реквизиты содержатся в унифицированной форме путевого листа.
Данные реквизиты позволяют организации осуществлять внутренний контроль над обоснованностью списания горючего.
Кроме всех перечисленных выше реквизитов, в путевом листе нужно указать дату и время показаний одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде обратно.
Дата и время проставляются уполномоченными лицами, назначенными решением руководителя предприятия/ИП, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда ИП совмещает обязанности руководителя и водителя.
Также необходимо поставить штамп и подпись медицинского работника, проводившего соответствующий медицинский осмотр водителя, с указанием фамилии, имени и отчества (п. 16 разд. III Приказа № 152).
Нормативная база, справочники ОКВЭД, ОКОФ, проводок, актуальные показатели. Чтобы получить доступ к материалам, просто зарегистрируйтесь
Узнать больше
Форма путевого листа и порядок учета
Формы первичных учетных документов в коммерческой организации определяются руководителем. Формы первичных учетных документов организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
Применение разработанной в организации формы путевого листа необходимо утвердить учетной политикой.
Требования к формированию учетной политики закреплены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) — учетная политика формируется главным бухгалтером или иным лицом, ведущим бухгалтерский учет в организации, на основе данного ПБУ и утверждается руководителем организации.
Организациям следует разработать форму путевого листа с учетом изложенных требований и утвердить ее применение учетной политикой.Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 17 Приказа Минтранса № 152 собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.
Ниже предлагаем вам пример заполнения путевого листа.
Нормы расхода топлива
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте введены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций „Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте“».
В соответствии с п. 1 данных Методических рекомендаций они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
На основании указанных Методических рекомендаций в организациях утверждаются нормы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (марки, модификации) эксплуатируемых автотранспортных средств.
Следует отметить, что НК РФ не содержит условия о нормировании расходов на горюче-смазочные материалы. Вместе с тем применение данных норм позволит организациям подтвердить экономическую оправданность произведенных расходов в случае разногласий с налоговым органом (ст. 252 НК РФ).
Игорь Гомзиков, аудитор БКГ «Информаудитсервис»
Источник: https://kontur.ru/articles/4979