Портал рф в сфере жкх кто платит одн

Содержание

Платежи за общедомовые нужды разорят управляющие компании Зауралья

Портал рф в сфере жкх кто платит одн

В Курганской области управляющие компании заявили о грядущем массовом банкротстве из-за того, что им приходится из своего кармана оплачивать сверхнормативное потребление электричества и воды в местах общего пользования многоэтажек.

Часть горячей воды «теряется» просто «по законам физики» — за счет ее охлаждения: объем подачи явно больше объема обратки. Татьяна Андреева/РГ

Напомним, в апреле этого года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, которые позволяют собственникам жилья в многоквартирных домах (МКД) заключать прямые договоры с поставщиками ресурсов, минуя управляющие компании (УК).

Курганская область в этом плане оказалась впереди планеты всей: здесь еще с 2010 года потребители напрямую заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями и рассчитываются с ними через Единый расчетный кассовый центр, поэтому плата за общедомовые нужды (ОДН) никак не затрагивала интересы УК.

Как соблюсти баланс в тарифах ЖКХ при росте НДС

Все изменилось с января прошлого года, когда в федеральное законодательство были внесены очередные поправки, благодаря которым ОДН превратились из коммунальной услуги в жилищную.

Разница принципиальная: за коммунальные услуги (электроэнергию, воду, тепло, газ) мы платим ресурсоснабжающим организациям, а жилищные оказывает УК по договору управления многоквартирным домом.

Плата за ОДН теперь включена в строку «содержание жилого помещения» и рассчитывается по нормативам, установленным в регионах. Это расходы на подъезды, двор, лифт, домофон, подвал: их нужно мыть, убирать, освещать и отапливать.

Сюда же входят потери коммунальных ресурсов при авариях, вода, которую используют при промывке и опрессовке инженерных систем и на полив газонов и клумб, а также обслуживание детских площадок, уличное освещение.

Все эти траты пропорционально распределяются между собственниками квартир, они платят за ОДН управляющей компании, а она уже рассчитывается с поставщиками. Жители рассчитываются по нормативу, а если расходы на ОДН оказываются больше, то разницу должны оплачивать УК.

По замыслу разработчиков закона, такая мера призвана стимулировать коммунальщиков заниматься энергосбережением, следить, чтобы жители вовремя передавали показания счетчиков, не было порывов и утечек в инженерных сетях, хищений и незаконных подключений.

Но эти благие намерения обернулись настоящей головной болью для управляшек Курганской области и поставили их на грань выживания, поскольку ресурсные компании выставляют УК счета по фактическому потреблению, а оно порой в несколько раз превышает норматив.

Потери включили в счет

Самый крупный счет, который получил директор шадринской управляющей компании Юрий Соловьев за ОДН — 110 070 рублей 51 копейка.

Такую сумму генерирующая компания выставила УК за месяц — за 743 кубометра горячей воды, израсходованной на общедомовые нужды в пятиэтажном доме на 74 квартиры, где живут всего 118 человек.

Раньше, когда поставщиком коммунальных ресурсов была сама УК, дом тратил не более 15 кубов — в деньгах выходило 2096 рублей, в норматив укладывались. Откуда теперь набежало в 50 раз больше, если в доме не было протечек, аварий, в подвале сухо?

В России упросят оплату услуг ЖКХ Представители УК попытались разобраться. Причина крылась в законе физики. В домах установлены счетчики и на подающем, и на обратном трубопроводах. Как известно, чем вода горячее, тем больше ее объем. Таким образом, на выходе без всяких утечек потери оказались существенными.

Но это только техническая сторона проблемы, не самая серьезная. А главная беда в том, что УК, по сути, приходится платить за нерадивых собственников квартир, которые вовремя не передают показания индивидуальных приборов и не рассчитываются за потребленные ресурсы. Наказать таких неплательщиков УК не может.

Да что там, не в состоянии даже выяснить, сколько в доме таких жильцов, потому что доступа к их счетчикам у управляшки нет: право контролировать показания раз в полгода имеют лишь ресурсоснабжающие организации. По их данным, показания счетчиков передает лишь треть жителей.

Кстати, во многих других регионах показания индивидуальных счетчиков снимают специалисты УК как исполнители коммунальных услуг, и там подобных проблем нет.

— Суть ОДН ушла как таковая, — сокрушается Юрий Соловьев.

— Если раньше это были действительно траты на обслуживание мест общего пользования, то сейчас — разница между показателями общедомовых и поквартирных приборов учета.

Сколько ресурсов конкретно идет на обслуживание мест общего пользования, не знает никто. Справедливо тогда было бы в законе поменять название с ОДН на «возмещение затрат в пользу ресурсоснабжающих организаций».

Ресурсные компании выставляют УК счета по фактическому потреблению, а оно порой в несколько раз превышает норматив

Кстати, жители многоэтажек могут на общем собрании принять решение и взять все расходы на ОДН на себя, но такое случается крайне редко — проще все свалить на УК. По мнению Соловьева, там, где установлены общедомовые приборы учета, нужно вообще отменить нормативы. Это будет мотивировать собственников вовремя передавать показания, а главное — повысит их ответственность по отношению к соседям.

Не платить за соседа

Оплата сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов на ОДН волнует не только шадринцев. Недавно в Кургане прошла встреча городских властей с руководителями управкомпаний, ресурсоснабжающих организаций, старшими домов, общественниками.

Директора УК приводили поистине астрономические цифры, например, в прошлом году одной компании за горячую воду ресурсники предъявили к оплате на 262 тысячи рублей больше, чем начислено собственникам жилья. За холодную воду начислено 150 тысяч рублей, а поставщик потребовал 347 тысяч.

По данным директора другой управляшки, за месяц в дом поступило 600 кубометров холодной воды, из них жители израсходовали 80 — остальное якобы пошло на ОДН. И таких примеров много.

Где УК взять деньги на оплату сверхнормативного потребления? Источник один — статья расходов на содержание и текущий ремонт дома. Иными словами, у тех же собственников квартир. Но и этих средств порой не хватает.

Ситуация накаляется: УК отказываются платить, поставщики ресурсов подают на них в суд. К ним претензии тоже не предъявишь: они работают строго по закону. А пока идут разбирательства, долги обрастают пенями и штрафами.

Если дело так пойдет и дальше, сетуют коммунальщики, их ждет банкротство.

По мнению коммунальщиков, там, где установлены общедомовые приборы учета, нужно отменить нормативы. Это мотивирует жильцов вовремя передавать показания и повысит их ответственность по отношению к соседям

Городские власти перспектива оставить дома без обслуживания, конечно, не устраивает.

— Граждане и управкомпании должны передавать показания приборов учета ежемесячно. Пока этого не будет, ситуация не изменится, — заявила представитель энергосбытовой компании Анжела Быкова.

По данным мэрии, в Кургане 1866 многоквартирных домов, в 70 процентах из них созданы советы, выбраны председатели, старшие по подъездам. По мнению чиновников, именно на этот актив нужно опираться поставщикам ресурсов и УК, чтобы вместе навести порядок с передачей показаний счетчиков.

К слову, в маленьких домах, где почти все друг друга знают, проблем с выявлением недобросовестных плательщиков почти не возникает.

А вот в многоэтажках на сотни квартир все сложнее: во-первых, многие просто не пускают к себе проверяющих, во-вторых, и самим активистам не слишком хочется наживать себе врагов.

По мнению члена жилищно-бытовой комиссии городского совета ветеранов Владимира Семенова, в каждом доме есть такие, кто не платит годами, поэтому проблему нужно решать на законодательном уровне, а не вынуждать УК и добросовестных жителей платить за своих соседей.

Источник: https://rg.ru/2018/07/18/reg-urfo/platezhi-za-obshchedomovye-nuzhdy-razoriat-upravliaiushchie-kompanii-zauralia.html

Кто должен оплачивать сверхнормативный ОДН

Портал рф в сфере жкх кто платит одн

С 1 июля 2017 года введены нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (ОДН), которые определяет уполномоченный орган субъекта Федерации по состоянию на 01 ноября 2016 года. При этом, сверхнормативное потребление станут оплачивать не жильцы многоквартирного дома (МКД), а поставщик коммунальных услуг – управляющая или ресурсоснабжающая организация.

Платеж за коммунальную услугу, потребленные на ОДН, ограничивается нормативами, которые устанавливаются отдельно каждым субъектом Российской Федерации. Заплатить сверх этого показателя жильцов обязать не смогут.

Только общее собрание собственников всех помещений в МКД уполномочено принять решение об оплате ОДН сверх установленного норматива.

Но если такое решение не было принято, превышение ОДН обязан оплачивать исполнитель коммунальной услуги.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

На форумах коммунальщиков разрастаются споры о том, кто должен оплачивать сверхнормативный ОДН. Мы решили внести ясность решение этого вопроса.

Кто оплачивает сверхнормативный ОДН

Для начала, нужно понять, кто выступает фактическим исполнителем коммунальных услуг.

Согласно п. 8 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, поставщиком этих услуг являются организации или предприятия, заключившие договор предоставления коммунальных услуг с конечным потребителем. На него и ложится оплата сверхнормативных ОДН.

Сверхнормативный ОДН подобен сливу денег в трубу

До проведения общего собрания владельцев помещений о выборе способа управления домом, заключения договора управления и начала поставки коммунального ресурса по договору, заключенному между УО и РСО, поставщиком коммунальной услуги признается РСО.

При действии договора управления МКД, заключенного между УО и конечными потребителями коммунальных услуг, а также договора поставки коммунального ресурса, заключенного между УО и РСО, исполнителем коммунальных услуг признается УО. Но только с даты фактического отпуска энергоресурса по договору поставки.

При условии что РСО признана исполнителем услуг, она имеет все возможности оптимизировать расходы энергоресурсов, предоставленных на ОДН. Она обязана не просто поставлять услуги, но и отвечать за соблюдение норм ее потребления.

Андрей Чибис, Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ:

Обзор судебной практики по сверхнормативному ОДН доказывает, что суд не признает за РСО права перевыставлять счета за превышение установленных нормативов на управляющую компанию или ТСЖ, если до сих пор действуют прямые договоры поставки энергоресурса, заключенные между РСО и конечными потребителями услуги.

В каких случаях плата за сверхнормативный одн возлагается на рсо

Федеральный закон от 29 июня 2015 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» признает договоры, заключенные между ресурсоснабжающей организацией (РСО) и конечными потребителями коммунальных услуг, заключенные до вступления закона в силу. Обязательства по этим договорам сохраняются до истечения срока их действия, или пока одна из сторон не заявит о своем желании расторгнуть договор.

В таких случаях сверхнормативный ОДН обязана оплачивать РСО, которая не вправе перевыставлять счета УО.

В настоящее время готовится законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», в котором особое внимание уделяется предстоящему переходу к новой системе договорных отношений между РСО и собственниками или арендаторами жилых и нежилых помещений в МКД.

В частности, Жилищный кодекс будет дополнен статьей 157, пункт 2 которой предусматривает, что договоры снабжения МКД коммунальными ресурсами «заключаются ресурсоснабжающей организацией с каждым из собственников помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени».

Когда сверхнормативный ОДН оплачивает УК

Если иное не предусмотрено решением общего собрания владельцев жилых и нежилых, оплачивать сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов на ОДН должна управляющая компания (УК), с которой заключен договор. Управление МКД – комплексная услуга, в состав которой должно входить ресурсоснабжение.

Если ОДН превышает установленный норматив – это недоработка УО, которая, руководствуясь требованиями законодательства об энергосбережении должна стремиться к экономии потребляемых ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности во вверенных МКД.

Но это снижает прибыль.

Читайте как управляющий столичной ТСЖ снизил ОДН в 2 раза.

Поэтому УК до 30 июня 2015 года прилагали немало усилий, чтобы убедить собственников помещений заключать прямые договоры ресурсоснабжения. Таким образом, им удавалось распределять сверхнормативный объем ОДН между собственниками помещений в управляемом МКД пропорционально площади этих помещений и не вкладывать собственные средства в модернизацию энергопотребляющих систем.

Как РСО заключить договор с УК

Для того, чтобы РСО заключить договор поставки коммунальных услуг с УК необходимо, прежде всего, расторгнуть существующие договоры с конечными потребителями ресурса – владельцами жилых и нежилых помещений в МКД.

Затем нужно направить в УК предложение о заключении договора поставки ресурса, приложив к нему проект договора, подписанный со стороны РСО.

После подписания договора ресурсоснабжения обеими сторонами договор вступает в силу, и с этого момента РСО приобретает законное основание выставлять счета за ОДН, потребленный сверх установленного лимита, не владельцам помещений в МКД, а УК, которая его обслуживает.

Как снизить ОДН в многоквартирном доме

Эффективным способом снижения потребления энергоресурсов на ОДН является автоматизированный контроль показаний ресурсов по телекоммуникационным каналам, в частности, посредством радио.

Основные преимущества автоматизированного сбора показаний приборов учета:

  • точность учета потребления энергоресурсов с каждого прибора;
  • эффективное сокращение времени и ресурсов на обработку данных;
  • доступность полученных показаний с любого компьютера в режиме онлайн;
  • возможность быстро добавить в систему любое количество новых устройств при увеличении количества обслуживаемых МКД.

Автоматизированная система коммерческого учета энергоресурсов «СТРИЖ» работает по протоколу LPWAN. Радиус действия одной базовой станции составляет до 10 км без применения концентраторов и ретрансляторов.

Решения по снижению ОДН до 1,5%
для РСО/УК/ТСЖ

СМОТРЕТЬ РЕШЕНИЯ

В продолжение статьи:

ОДН с июня 2017: введение нормативов на потребление

Жителям МКД разрешат подавать в суд на плохое ведение ЖКХ

 Точку в истории высокого ОДН поставят счетчики воды с удаленной передачей показаний

Источник: https://uchet-jkh.ru/publikacii/who-pays-for-odn.html

Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды

Портал рф в сфере жкх кто платит одн

Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды установлен для нужд оптимизации расчета

Услуги коммунального характера предоставляются людям для улучшения качества их проживания. Это касается не только пользователей отдельного помещения, но и всего дома в целом. Последние оплачиваются всеми проживающими.

Законодательные основы

Вопросы, связанные с оказанием услуг общедомового назначения, регулируются специальными нормативными актами.

К таковым относятся:

  1. Жилищный кодекс РФ.
  2. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  3. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
  4. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В содержании указанных нормативных актов дается определение коммунальным услугам общедомового назначения, а также устанавливается, что расходы такого характера включаются в оплату.

Понятие общедомовых нужд

Понятие общедомовых нужд определено в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Это расходы, связанные с ресурсами, которые применялись за пределами жилых помещений. Это касается мест общего пользования – лифтов, подъездов, лестничных пролетов, сушилок. В процессе их содержания происходит не только наведение чистоты и порядка.

На указанные места расходуется определенный объем ресурсов. Он и является общедомовыми нуждами. Затраты рассчитываются достаточно просто. За основу берется общий потребляемый объем за отчетный период, на основании показаний индивидуальных учетных приборов.

Из него исключаются ресурсы, использованные жильцами помещений. Разница и будет являться искомой цифрой.

Перечень

В перечень общедомовых расходов включены: оплата за содержание строения, услуги по управлению, ремонтные работы, обеспечение газом, теплом, водой, канализация.

Примерами таких затрат может быть освещение чердачных, подвальных и технических помещений, лифтов и подъездов, электроснабжение антенн, насосов и другого инженерного оборудования, обслуживание отопительных коммуникаций в местах общего пользования, расходы при сезонных проверках систем обеспечения.

Электроэнергия

Объем общедомовых затрат электроэнергии зависит от ряда факторов.

В качестве таковых выступают – этажность дома, наличие лифтовых устройств, домофона, усилителей связи, технические особенности установленного оборудования. Электроэнергия необходима для нормального функционирования всех устройств. Без неё работа оборудования невозможна.

Водоснабжение

Вода, которая поступает в жилой массив, также может быть использована не только на личные, но и на общие нужды. Примерами этого являются:

  1. Уборка лестничных пролетов, промывка перил и систем коммуникации.
  2. Полив прилегающей территории – садов, палисадников, газонов.
  3. Сброс воды из системы отопления в целом и из отдельных составляющих, при проведении ремонтных работ.
  4. Плановая и внеплановая опрессовка отопления.
  5. Технологические потери воды в связи с особенностями труб, стояков, радиаторов и других элементов системы водопровода.

Указанные расходы связаны с обеспечением общих нужд и поэтому включены в оплату услуг.

Тепловая энергия

Тепловая энергия расходуется не только на отопление жилых помещений. Она используется и для обогрева подъездов и лестничных пролетов. В большинстве случаев там установлены батареи. Обогрев подъезда актуален ещё и в домах, где используются услуги консьержа, чтобы человек работал в комфортных условиях.

Обеспечение надлежащего температурного режима не только в жилом помещении, но и в местах общего пользования благоприятно сказывается на общем качестве жизни.

По этой причине расходуемая энергия должна оплачиваться вместе с остальными коммунальными услугами. Так или иначе, затраты на транспортировку тепла в квартиры связаны с некоторыми потерями при передаче.

А поскольку коммуникации пролегают, в том числе и внутри здания, часть энергии будет его обогревать, то есть идти на общедомовые нужды.

Нормативы потребления

Нормативы потребления ресурсов на общедомовые потребности представляют собой усредненные показатели учетных приборов. При этом такие данные берутся не по одному, а по нескольким сотням жилых массивов. Следует отметить, что учитываются показатели не только общего, но и индивидуального оборудования. Единых четких норм законодательством не определено.

Решение принимается в каждом конкретном случае по отношению к отдельно взятому жилому массиву. Учитывается масса показателей: регион, в котором располагается здание, степень его износа и благоустройства, время года, состояние инженерных систем.

Нормативы потребления являются величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, превышать который не рекомендуется.

Порядок установления

Нормы расхода ресурсов на общедомовые нужды могут устанавливать местные власти.

Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий.

После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей.

При этом во внимание должны приниматься цены на ресурсы, плотность проживающих, климатические условия, наличие категорий плательщиков, которые пользуются льготами.

По сути, указанные нормативы устанавливаются для того, чтобы возместить разницу между тем сколько ресурсов было расходовано на индивидуальные нужды и сколько поставлено фактически.

Кем утверждаются

Установленные нормативы должны быть утверждены. Такими полномочиями наделены органы власти на местах. Это отражено в действующих нормативно-правовых актах. Поэтому нормативы в различных регионах не будут идентичными. То есть законодательством не утверждены единые показатели. Решение принимается на заседании органа власти. Оно должно быть оформлено документально.

В тексте указывается следующее:

  1. Дата и место принятия решения.
  2. Его регистрационный номер.
  3. Основание для его принятия. Как правило, это ссылка на нормативный акт.
  4. Предмет обсуждения. В данном случае это будут нормы расхода ресурсов на общие нужды.
  5. Суть принятого решения. Здесь указываются утверждаемые нормы и период их применения.
  6. Сроки реализации постановления, то есть когда оно должно применяться.
  7. Круг лиц, которых оно касается.
  8. Подпись руководителя регионального органа власти.

Решение оформляется на гербовом бланке учреждения. Если используется обычный лист бумаги, то на документе должна стоять печать. Сами нормативы оформляются в виде отдельного приложения. Они должны быть оформлены на сайте управляющей компании, а также размещены в доступном для пользователей месте.

Существуют ли повышающие коэффициенты

Повышенные коэффициенты применяются в случаях, когда не установлены учетные приборы. При этом такая возможность должна быть подтверждена актом обследования.

Если приборы могли быть использованы, но не были установлены, при расчете оплаты применяются повышающие коэффициенты.

В отношении общедомовых нужд такое правило не действует в случаях, когда ОДН входит в состав оплаты за содержание общего имущества.

Способы расчета ОДН

Расчет размера расходов  на общедомовые нужды производится по формулам, установленным Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Все зависит от того, установлены ли счетчики или нет.

Отсутствие прибора учета

Не всегда здание оборудована учетными приборами. Для таких случаев предусмотрен свой вариант расчета.

Для этого потребуются следующие данные:

  1. Норматив, установленный региональными властями, для отдельного вида услуги.
  2. Общая площадь здания.
  3. Размер конкретной квартиры.
  4. Общая площадь жилых и технических помещений в доме.

После этого применяется определенная формула. Берется результат разделения площади квартиры и всех помещений в здании. Он умножается на норматив потребления и общую площадь. Рассчитанный показатель для каждого собственника жилплощади прибавляется к индивидуальному показателю или нормативу и находит отображение в квитанции.

Наличие прибора учета

Такой вариант расчета складывается из следующих этапов:

  1. Снимаются данные с общедомовых приборов учета.
  2. Берутся сведения о расходах по индивидуальному оборудованию.
  3. Рассчитывается разница между двумя указанными показателями.
  4. Полученный результат делится на общую площадь дома.
  5. Рассчитанная сумма умножается на площадь конкретной квартиры.
  6. Полученная цифра умножается на тариф, установленный для каждого вида услуг.
  7. Результат пользователь должен будет оплатить.

Довольно часто на практике возникают ситуации, когда результат расчета может быть нулевым или отрицательным. Такое возможно в случаях, когда дом оборудован учетными приборами частично.

То есть в одних квартирах они есть, в других нет.

В таком случае поставщик коммунальных услуг должен пересчитать разницу в суммах и разделить её между жильцами дома, пропорционально площади или количеству проживающих.

Возможен ли перерасчет платы

В отношении общедомовых нужд, как и индивидуальных, предусмотрены случаи, когда оплата за коммунальные услуги может быть изменена.

По общим правилам перерасчет допускается в случаях, когда предоставленные услуги не соответствуют требованиям технических или санитарных норм, например, вода не очищена, мощность электричества ниже установленного минимума, имеют место перебои с обеспечением ресурсами.

Но не всегда перерасчет будет возможен, даже по причине перебоя с предоставлением услуг. Главным условием для изменения суммы является наличие виновных действий со стороны управляющей компании. Если проблема возникла из-за проживающих или в силу обстоятельств непреодолимой силы, то вопрос о перерасчете может не решиться.

Ненадлежащее качество услуг

Если услуги на общедомовые нужды не соответствуют требованиям качества, имеют место перерывы, которые превышают установленный максимум, а также в период проведения ремонта, который стал причиной приостановки, сумма к оплате подлежит перерасчету, вплоть до её полного аннулирования.

Допустимые отступления от нормы указаны в Постановлении Правительства РФ № 354. Такое правило применяется к случаям приостановки услуги, если не установлен общий учетный прибор.

Расчет производится исходя из продолжительности перерыва и коммунальных нормативов, установленных для жилых и технических помещений.

Чтобы инициировать процедуру перерасчета коммунальных платежей, человек должен обратиться в управляющую компанию. Основанием в этом случае будет оформленное в письменном виде заявление.

Закон не содержит образца, который необходимо использовать в таких случаях в обязательном порядке. Заявление составляется в произвольной форме.

Однако текст документа должен содержать в себе весь исчерпывающий перечень информации, которая имеет отношение к сложившейся ситуации.

Сюда относится:

  1. Название и место нахождения поставщика услуг.
  2. Фамилия, имя, отчество, адрес проживания и контактный телефон потребителя.
  3. Обстоятельства сделки – дата и место заключения договора, его стоимость и предмет, права, обязанности и ответственность сторон.
  4. Обстоятельства, в связи с возникновением которых, необходимо произвести перерасчет, например, необоснованная приостановка услуги.
  5. Причины, послужившие их возникновению. Здесь можно указать проведение работы, в которых не было необходимости.
  6. Период, за который надо произвести перерасчет.
  7. Перечень прилагаемой документации.
  8. Дата составления и подпись инициатора.

Оформленное обращение должно быть передано исполнителю. Это можно сделать несколькими способами. Самый распространенный и удобный вариант – личная доставка. В этом случае инициатор будет иметь возможность провести переговоры и урегулировать возникший спор путем переговоров.

Если исполнитель отказался идти на компромисс, то правильным будет потребовать от него расписку в получении материала или номер его регистрации. Также обращение можно направить по почте. Лучше всего использовать специальную корреспонденцию. В таком случае инициатор получит на руки уведомление о доставке заявления адресату. Допускается также пересылка по интернету.

Такой вариант предусматривает наличие электронной почты у отправителя, а также перевод всех документов в электронный формат.

В обосновании своих требований инициатор должен приложить к обращению некоторые документы. Их вид зависит от причины обращения. В случае с ненадлежащим качеством услуг это может быть заключение эксперта или уведомление о проведении работ. Такой перечень не является исчерпывающим. Человек по своему усмотрению может приложить к заявлению и другие подтверждающие документы.

Если обращение в управляющую компанию не дало ожидаемого результата, то человек имеет полное право решить спор в судебном порядке. Для этого потребуется составить исковое заявление.

Отсутствие в жилом помещении

По общим правилам временное отсутствие проживающих может быть поводом для перерасчета платы за ЖКХ. Однако в случае с ОДН все несколько иначе. При временном отсутствии жильцов перерасчитаны могут быть лишь их индивидуальные расходы. Сумма общедомовых нужд не будет изменена. Такое правило указано в пункте 88 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Источник: https://pravo.estate/kvartira/zhkh/normativ-obsedomovye-nuzdy/

Оплата коммунальных услуг на общедомовые нужды в спорных ситуациях

Портал рф в сфере жкх кто платит одн

Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2017 N 36-КГ16-23 интересно потому, что рассказывает, кому собственники должны платить за коммунальные услуги на ОДН в спорных случаях. Мы проанализировали его для вас.

Рекомендуем прочитать статью управляющим организациям, которые ещё не заключили договор ресурсоснабжения с РСО.ПП РФ 1498: Правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений

В чём проблема

В Верховный Суд РФ обратилась собственница жилого помещения в МКД. Она была возмущена незаконным выставлением платы за электроэнергию свыше утверждённых нормативов. Претензию собственница высказывала одновременно и к РСО, и к УО.

Казалось бы, всё просто – домом управляет управляющая организация. Она – исполнитель КУ, поэтому выставляет квитанции на оплату коммунальных услуг на ОДН. Но УО и РСО не заключили договор энергоснабжения и РСО выставляет квитанции напрямую жильцам.

Дело прошло два суда, прежде чем оказаться на рассмотрении в Верховном Суде. Городской суд обязал РСО сделать перерасчёт и оплатить судебные издержки. А ещё обязал заключить договор ресурсоснабжения с УО.

Областной суд оставил в силе решение о заключении договора, но отменил требование о перерасчёте, уплате судебных расходов и штрафа. Собственница, не достигнув своей цели, обратилась в вышестоящий суд.

Посмотрим, какой логики придерживался Верховный Суд и как он рассудил конфликт между РСО, жильцами и УО.Пост-релиз вебинара «Снижаем расходы на ОДН»

Так кому платить

Суд установил, что плату за электроэнергию на ОДН действительно собирала РСО. Договор с УО она не заключила. Для учёта электричества в доме был установлен ОДПУ, показания со счётчика ежемесячно снимали управляющая организация и РСО.

Жильцы МКД и организации, которые снимают в доме помещения, должны своевременно платить за коммунальные услуги (ст. 153, 154 ЖК РФ).

Ещё одна обязанность жильцов – выбрать один из трёх способов управления МКД:

  • непосредственное управление,
  • управление ТСЖ или ЖК,
  • управляющая организация.

Если жильцы выбирают управляющую организацию, то она предоставляет им полный спектр коммунальных услуг. Нельзя оказывать только часть КУ и не закупать электроэнергию.

Верховный Суд РФ согласился, собственники и наниматели жилых помещений по решению ОСС могут платить за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно РСО. Но таким образом нельзя оплачивать КУ, потреблённые на содержание общего имущества в МКД.

Управляющая организация заключает договор ресурсоснабжения с РСО и только после этого предоставляет КУ жителям МКД (п. 13 ПП РФ N 354). УО заключает с РСО договор на поставку всех коммунальных ресурсов, которые необходимы для содержания МКД и обеспечения комфорта жителей.

Если домом управляет УО, жильцы платят за потреблённые коммунальные услуги ей, если не приняли другое решение на ОСС. Получается, что жильцы МКД в этом случае выступают в роли потребителей КУ, а УО – это одновременно исполнитель КУ и абонент по отношению к РСО.

Собираем все факты вместе и делаем вывод, что порядок платы за КУ напрямую зависит от выбранного способа управления МКД. А вот начислять и взимать плату может организация, которую определило общее собрание собственников.

На момент разбирательств действовала редакция ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, которая не допускала прямой оплаты КУ на ОДН непосредственно РСО. Исключение было – напрямую РСО можно платить при непосредственном управлении МКД. Но в нашем случае домом управляла УО.

Исполнителем КУ была управляющая организация, и она имела полное право взимать плату за оказанные услуги. Платить нужно было управляющей организации.Поквартирный обход как способ снижения ОДН. Интервью с Николаем Федотовым

Как не повторить ошибку

Даже если УО и РСО не заключили договор ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация не получает автоматически право собирать плату за услуги на ОДН. Напрямую РСО собственники платят только при непосредственном управлении МКД. В остальных случаях того, кому будут поступать платежи, определяет ОСС.

Договор с РСО обязателен для УО. Если не хотите заключать его добровольно, вас обяжут через суд. Договор заключается на объём, который нужен для закупки коммунального ресурса на обслуживание общего имущества МКД.

В спорной ситуации суд будет смотреть на то, какой способ управления выбран в МКД. Если домом управляет управляющая организация, оплату за коммунальные услуги на ОДН собирает она.

Что делать со сверхнормативом? Сверхнорматив на ОДН оплачивает управляющая организация, если собственники на ОСС не решают распределить эту сумму между собой.

Это нововведение 2017 года. Законодатели считают, что такая жёсткость научит управляющие организации эффективнее управлять МКД:

  • выявлять «резиновые» квартиры,
  • пресекать незаконные подключения,
  • ответственно относиться к поквартирному обходу.

Проведите общее собрание собственников для принятия решения о распределении сверхнормативного ОДН между собственниками с помощью сервиса «ОСС на 100%». Узнайте, как он работает, из этой статьи.

Источник: https://roskvartal.ru/kommunalnye-uslugi/7401/komu-platit-za-kommunalnye-uslugi-na-odn

Платить ли общедомовые нужды (ОДН)?

Портал рф в сфере жкх кто платит одн

жилья в многоквартирном доме сопровождается множеством издержек, одной из которых выступает необходимость платить за общедомовые нужды. Закон не предусматривает возможности отказаться от ОДН полностью, зато устанавливает границы и нормы, не позволяющие несоразмерно увеличивать такой платеж.

Что включают в себя ОДН?

Должны ли платить общедомовые нужды управляющей компании или ресурсоснабжающей организации собственники квартир в многоквартирном доме? Ответ однозначный — да.

Законодательством РФ предусмотрено правило, по которому жильцы обязаны платить не только за воду, электроэнергию, газ, отопление и прочие текущие услуги ЖКХ (даже если не проживают сами, а сдают арендаторам), но и производить платежи за ОДН.

Чтобы понять насколько легально управляющая компания включила в единый платежный документ (ЕПД) ОДН, необходимо знать, что именно в них включается.

В оплату ОДН включены следующие издержки:

  • по текущему электроснабжению площадей и территорий, являющихся общей собственностью жильцов дома;
  • по водоснабжению.

Вышеперечисленная смета включает:

  1. Освещение подвалов и чердаков.
  2. Электроэнергия, расходуемая для обеспечения работы насосов водоснабжения.
  3. Электроэнергия, потребляемая работой домофонов и сигнализаций.
  4. Потеря электричества, приходящаяся на внутреннее оборудование многоквартирного дома.
  5. Электроэнергия, необходимая для функционирования лифта.
  6. Водопотребление, необходимое для:
    1. помывки коммуникаций;
    2. мойки пола на лестничных площадках и мусоропровода;
    3. поливки придомовой растительности, палисадника (газона, цветов).
  7. Потери воды, обусловленные:
    1. внутренними сетями дома;
    2. сбросами воды в стояках при проведении ремонта батарей или отопления;
    3. опрессовкой системы отопления;
    4. подготовкой к новому отопительному сезону.

Собственники как жилого, так и нежилого помещения могут платить за общедомовые нужды следующими способами:

  • онлайн, через интернет (посредством личного кабинета, при получении электронного ЕПД);
  • напрямую, ресурсоснабжающей организации;
  • через единые расчетные центры, почтовые отделения, Сбербанк;
  • переводом средств управляющей компании.

Оплачивать коммунальные услуги через интернет в настоящее время достаточно просто благодаря развитию систем электронных платежей и интернет-банкингу.

Если я не плачу за ОДН — что будет?

На сегодняшний день представители ресурсоснабжающих или управляющих организаций осуществляют мероприятия по отключению коммунальной услуги, по которой имеется задолженность.

Однако, в соответствии с судебной практикой по этому вопросу инстанция четко указывает на незаконность подобной деятельности, так как введение ограничения на подачу ресурса может быть только при его неуплате.

Если собственники исправно платят за коммуналку, но не погашают общедомовые нужды — это не может послужить основанием для отключения от центральных ресурсных сетей.

В этом аспекте также важно уяснить как должны начисляться указанные платежи, дабы не допустить сверхнормативный ОДН. Законодательный акт, вступивший в силу в 2017 году, урегулировал следующий порядок расчета начислений за ОДН:

  • расчет по нормативам;
  • ОДН по факту использования(актуально только после установки электросчетчика на общедомовые нужды).

Первый из описанных вариантов применяется по общему правилу (когда нет общедомовых приборов учета), однако, с некоторыми оговорками, в частности: если расчет по нормам превышает показатели, определенные региональной службой по тарифам, то уплачивается только та сумма, которая регламентирована указанной службой, а остаток долга — это уже проблема управляющей компании.

Собственники все же обязаны платить за общедомовые нужды, в противном случае к ним могут быть применены штрафные санкции, наложение пеней, назначение искового производства и привлечение в качестве ответчика по делу.

Общедомовые нужды — как не платить законно?

Отказаться от внесения платы за ОДН полностью, на законном уровне, не представляется возможным, так как это обязанность, а не правомочие. Однако воздержаться от платы сверх нормы, больше, чем положено — можно.

Например, установка электросчетчика на общедомовые нужды поможет решить вопрос о превышении нормативов потребления электроэнергии в многоквартирном доме.

В случае если счета по ОДН содержат неоправданно большие начисления следует обратиться к поставщику услуги или управляющей компании для проведения сверки. Для этого необходимо соблюсти следующий алгоритм:

  • подготовить платежные документы, подтверждающие более ранние суммы начислений по ОДН, ознакомиться с тарифами и нормами, установленными для региона проживания собственника жилплощади;
  • прибыть в уполномоченную организацию, компанию;
  • написать заявление с требованием провести сверку;
  • предоставить подготовленные документы и запросить у компании исходные данные, по которым она проводила расчет;
  • дождаться формирования акта сверки и перерасчета начислений.

Если ресурсоснабжающая или управляющая компании отказывают в проведении сверки, выдаче акта без объяснения причин, у собственника возникает право на обращение в суд. Однако необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, который будет подтверждать попытку гражданина, получившего большую сумму за ОДН, разрешить возникшую ситуацию.

Доказательством досудебного порядка урегулирования могут выступать (если уполномоченный орган не дал ответ или оставил требование без движения):

  • заявление собственника на проведение сверки, отправленное в адрес компании заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • претензия на бездействие компании по требованию о сверке, перерасчету (с печатью секретаря о входящем сообщении).

Общедомовые нужды являются одним из обязательных начислений, связанных с обеспечением бесперебойной работы коммунальных систем или комфортного существования на территориях общего пользования в границах многоквартирного дома. Получите бесплатную юридическую консультацию

Источник: https://provashiprava.ru/kvartira/oplata-uslug/platit-li-obshhedomovye-nuzhdy.html

Общедомовые нужды: кому и сколько платить?

Портал рф в сфере жкх кто платит одн

28.03.2018

ЖКХ / Управляющие компании и ТСЖ

Весь прошлый год продолжалась чехарда вокруг правил оплаты света и воды, потребляемых на общедомовые нужды. Теперь ситуация вроде бы устоялась. Так как же платить правильно? Публикуем разъяснения на этот счет Управление гостройжилнадзора республики Якутии.

Кому платить за общедомовые нужды?

В соответствии с новым порядком плата за общедомовые нужды приобрела название «в целях содержания общего имущества» и взимается с потребителей в составе платы за «жилищные» услуги. В целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (VRL) может взиматься плата за холодную и горячую воду и электрическую энергию.

Если домом управляет управляющая организация или ТСЖ, плата вносится им. Если дом находится на непосредственной форме управления и обслуживается управляющей организацией, то плата вносится в ресурсоснабжающие организации.

ОДН и общедомовые приборы учета (счетчики)

Каждый многоквартирный дом, не признанный аварийным или подлежащим сносу, и имеющий возможность установки общедомового прибора учета, должен быть оборудован такими приборами для учета потребления коммунальных ресурсов.

Обязанность по оснащению МКД такими приборами законом возложена на собственников, чьи дома были введены в эксплуатацию до 2010 года. При наличии решения, принятого на общем собрании собственников, в котором выразили согласие оплатить расходы по закупке и установке общедомового прибора учета в рассрочку до 5 лет, то управляющая организация или ТСЖ обязана провести все необходимые работы.

В домах постройки после 2010 года согласно Федеральному закону №261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» приборы учета должны быть установлены застройщиком.

Следует иметь в виду, что отсутствие прибора учета не означает, что за общедомовые нужды можно не платить. Если прибор отсутствует, то плата определяется согласно нормативам, утвержденным для каждого вида ресурса Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) №446 от 13.10.2012.

Если прибор установлен, то ежемесячный размер платы не должен превышать норматив. Сверхнормативное потребление оплачивается за счет средств управляющей организации, ТСЖ, РСО, если собственники помещений не приняли иное решение.

Нормативы потребления на общедомовые нужды

Подсчитать размер платы по нормативу может каждый жилец дома при наличии данных об общей площади квартир и нежилых помещений (магазины, парикмахерские и т.д.), имеющихся в доме, и об общей площади мест общего пользования (все помещения помимо квартир и нежилых помещений).

Такую информацию обязана предоставить управляющая организация или ТСЖ. На сегодняшний день актуальные данные о площадях также размещаются в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства www.dom.gosuslugi.ru, могут быть указаны на сайте www.reformagkh.ru и в платежных документах.

Расчет платы за ОДН: расчет на конкретном примере

К примеру, Постановлением Правительства РС (Я) от 13.10.2012 №446 норматив потребления электрической энергии установлен в размере 2 кВт в домах без лифтов и 5 кВт в домах с лифтами на 1  м² площади мест общего пользования.

Указанный объем кВт необходимо умножить на площадь мест общего пользования, поделить на общую площадь квартир и нежилых помещений, и умножить на площадь Вашей квартиры. Результатом является ежемесячный норматив на Вашу квартиру. Далее, умножаем его на тариф электроэнергии и получает ежемесячный размер платы за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества.

Если потребители желают ежемесячно оплачивать общедомовые нужды только по показаниям общедомового прибора учета, необходимо большинством принять решение о распределении расхода по его показаниям, между всеми потребителями пропорционально площади помещения. Но и здесь могут быть свои минусы, а именно если расход ресурса будет превышать норматив, разницу будут оплачивать жильцы согласно принятому решению.

Как можно снизить размер платы на общедомовые нужды (ОДН)?

Своевременное ежемесячное предоставление всеми потребителями показаний своих квартирных счетчиков существенно влияет на общий размер платы за общедомовые нужды, поскольку предоставленные объемы вычитаются из общего объема, потребленного домом, который распределяется между всеми жильцами.

Таким образом, чтобы не переплачивать за жилищно-коммунальные услуги, каждому потребителю необходимо иметь активную гражданскую позицию, участвовать в управлении своим домом, соблюдать правила энергосбережения ресурсов и активно призывать к этому других.

Детальная инструкция по расчетам ОДН. Открыть

Источник: https://energovopros.ru/novosti/2325/49683/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.