Охраноспособность товарного знака
Почему проверка товарного знака так важна для регистрации | Царская привилегия
Когда перед компанией встает задача зарегистрировать свой товарный знак, нужно провести некоторые подготовительные мероприятия. Этапом предварительной подготовки является проверка товарного знака. О формах и способах определения охраноспособности товарного знака будет рассказано в данной статье.
Для чего нужна проверка товарного знака
Все дело в том, что зарегистрировать торговый знак не так-то просто. Это сложная и дорогостоящая процедура, которую ни один здравомыслящий человек не стал бы затевать, заранее ожидая отказ. Именно поэтому так тщательно нужно подготовиться к подаче документов на регистрацию товарного знака.
Перед непосредственной подачей заявки следует провести проверку товарного знака. Действительно ли он уникален и имеет все необходимые признаки, которые позволят ему получить правовую охрану.
Своевременно проведенная проверка товарного знака нужна для того, чтобы обнаружить схожие с ним товарные знаки до степени смешения (это касается изображений, обозначений) либо полностью идентичные варианты.
При обнаружении того факта, что ваш товарный знак не является уникальным и охраноспособным, вы экономите огромное количество времени и денег, а это, как известно, очень серьезные для предприятия ресурсы.Для репутации компании очень важно иметь не просто запоминающийся и оригинальный товарный знак, а не имеющий каких-либо ассоциаций с другим известным товарным знаком, фирменным наименованием, брендом.
Ведь во многом дальнейшая история компании будет определять то, как воспринимают ее продукцию потенциальные клиенты и потребители.
Пойдет ли на пользу выбор товарного знака? Легко ли будет использовать его в рекламе? Благозвучен ли он?
В процессе предварительной проверки товарного знака привлеченные специалисты оказывают консультативную помощь. В первую очередь они рассказывают о существующих классах международной классификации товаров и услуг (МКТУ), помогают определить принадлежность выпускаемой продукции к одному из классов. Затем ведется поиск сходных товарных знаков в рамках данного класса.
Заметим, что законодательно предварительная проверка товарного знака не установлена. То есть, по сути, вы можете обойтись без нее, никто не обязывает вас этим заниматься. Но отказ от проведения предварительной проверки может привести к получению отказа в регистрации товарного знака в последующем.
Допустим, вы потратили кучу денег на разработку обозначения, собрали пакет документов и подали заявку на регистрацию товарного знака, а Роспатент вынес отказ по той причине, что ранее уже был зарегистрирован подобный товарный знак. Список зарегистрированных товарных знаков имеется в ФИПС, каждый желающий может с ним ознакомиться.
Каким образом осуществима проверка товарного знака
Существует несколько способов проверки товарного знака. Рассмотрим некоторые из них.
1) Проверка товарного знака онлайн самостоятельно. Информация по зарегистрированным товарным знакам аккумулируется и выкладывается в виде баз данных на специальные веб-ресурсы.
Сервис позволяет ввести название организации и узнать, было ли подобное обозначение зарегистрировано в качестве товарного знака.
Надежными и удобными в плане проверки товарного знака сайтами являются:
- знаковед. Стоит только перейти по ссылке на этот сайт, как вам предлагается диалоговое окно, в котором вы можете вписать интересующее вас наименование. Совершенно бесплатно система отвечает на ваш запрос. По результату проверки товарного знака вы узнаете о наличии либо об отсутствии торговых знаков, напоминающих ваш;
- поискЗнаков. Этот ресурс работает по-другому. Чтобы получить информацию на сайте, нужно зарегистрироваться. Сведения любому заинтересованному лицу предоставляются на основе платного запроса. Не пугайтесь, цены умеренные. Сайт предлагает несколько вариантов проверки товарного знака;
2) Проверка товарного знака онлайн бесплатно. Этот вариант подразумевает вашу самостоятельную работу со всеми известными вам поисковиками, такими как Google, Mail, Яндекс и прочими.
Вы можете осуществить поиск доменных имен, посетить специализированные форумы, посвященные обсуждению вопросов проверки товарных знаков.
Все эти исследования не останутся для вас безрезультатными и принесут свои плоды.
3) Проверка товарного знака в Федеральном институте промышленной собственности. Эта услуга госоргана тоже, разумеется, не бесплатна. Для ее проведения нужно оформить официальный запрос, осуществить оплату пошлины, а потом выждать изрядное количество времени.
По меньшей мере месяц уходит, прежде чем ФИПС сообщит заинтересованному лицу, не был ли ранее зарегистрирован товарный знак в том же классе товаров, что и у соискателя. Либо кто-то ранее подал заявку на регистрацию, которая еще не состоялась, но процедура уже была запущена.
В последнем случае заинтересованному лицу также не следует обращаться с заявкой на регистрацию своего товарного знака. Лучше еще немного доработать его, чтобы ФИПС не отказал вам в регистрации.
4) Проверка товарного знака в специализированной фирме. Обращение в компанию, которая профессионально занимается предоставлением подобного рода услуг, позволяет сэкономить время, чего нельзя сказать о деньгах.
Но заинтересованное лицо может сделать выбор: быстро и качественно получить ответ или искать бесплатно с помощью онлайн-сервисов, которые не позволяют провести столь широкий анализ, но в какой-то степени способны принести пользу.Специализированные фирмы пользуются базой ФИПС, но ответа ждать целый месяц не придется, так как услуга оказывается в течение одного дня. Наиболее частым результатом запроса бывает обнаружение подобного анализируемому торговому знаку, но это не повод расстраиваться.
Вам придется подкорректировать, видоизменить, постараться сделать уникальным свое обозначение. Потому что если ваш торговый знак будет мало чем отличаться от зарегистрированного ранее, то ФИПС не станет по своей инициативе лишать правовой охраны ранее зарегистрированный торговый знак, и, по всей вероятности, вы получите отказ.
Источник: https://patentural.ru/zhurnal/proverka-tovarnogo-znasa
Охраноспособность товарного знака
Однако Закон допускает исключение из этого правила — если подобное обозначение является лишь составной (незначительной) частью всего заявляемого обозначения, оно может быть включено как неохраняемый элемент в товарный знак.
При этом, однако, требуется согласие соответствующего компетентного органа.
В случае, если заявляемое обозначение состоит из обозначения, вошедшего во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, оно также не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
Под таким обозначением понимается обозначение, используемое для определенного товара, которое в результате его длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало видовым понятием. Такими обозначениями стали, например, «рубероид», «термос», «целлофан» и другие.
Проводя экспертизу заявок на регистрацию товарных знаков, необходимо знать, что понимается под тождественными обозначениями и обозначениями, сходными до степени смешения.
Если все элементы обозначения совпадают с элементами другого обозначения, оно считается тождественным этому обозначению.
Если обозначение имеет по сравнению с другим обозначением отдельные отличия, но в целом ассоциируется с ним, то оно считается сходным до степени смешения с этим обозначением.
И еще один фактор необходимо принимать во внимание при экспертизе заявок на регистрацию товарных знаков — товары и услуги, для которых зарегистрирован или регистрируется товарный знак, если тождественные товарные знаки имеют одинаковые (однородные) перечни, то их сосуществование невозможно. Более поздний знак не может быть зарегистрирован.
Критерии охраноспособности товарного знака
Например, выражения типа “ЖИДОВСКАЯ РАДОСТЬ” или “ВОПЛЬ НАЦИСТА”, а также образцы ненормативной лексики не будут зарегистрированы в качестве товарного знака.
В заключение хотелось бы еще раз указать на то обстоятельство, что описанные выше правила, к сожалению, не являются универсальными, и в каждом конкретном случае возможно наличие тех или иных аргументов, благодаря которым товарный знак будет признан охраноспособным или неохраноспособным.
Кроме того, решение по товарным знакам, охраноспособность которых спорна, принимают эксперты Патентного ведомства, то есть люди со своей системой взглядов и убеждений.
Практика показывает, что даже по одному и тому же вопросу два разных эксперта могут принять два противоположных решения. Это еще раз указывает на сложность и субъективность решения вопроса об охраноспособности того или иного товарного знака.
ВниманиеСогласно действующему закону РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения” (далее — Закон) «товарным знаком и знаком обслуживания (далее — товарный знак) считаются обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее — товары) юридических или физических лиц». Согласно статье 4 указанного закона «Правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами». Однако прежде чем придуманное название, будучи заявленным в Патентное ведомство России на госрегистрацию, станет товарным знаком, эксперты ведомства обязаны провести экспертизу.
По итогам этой экспертизы выносится либо решение о регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, либо решение об отказе в регистрации. В Законе предусмотрено два вида оснований для отказа в регистрации.
Вы точно человек?
Важно
Отсюда рекомендация: если вы взяли в качестве имени какой-либо термин, убедитесь, что область использования этого слова как термина и область ваших товаров и услуг различны.
Вид, качество, количество, свойства, назначение и ценность товаров Это основание для отказа является самым “популярным”.
Выше мы уже указывали, что товарный знак служит для отличительной функции и его владелец вправе запретить использование знака любым третьим лицам.
Поэтому абсурдно предоставлять правовую охрану обозначению, указывающему на вид товара, например магазин “МОЛОКО” или “РАДИОТОВАРЫ”. Качество — это указание на одну группу свойств товара (какой товар). При этом очевидно, что указываются только положительные характеристики качества.
Поэтому экспертиза отказывает в регистрации знакам, хвалящим свой товар. Например, “НАДЕЖНЫЙ АВТОМОБИЛЬ”, “ХОРОШИЙ КОФЕ” и пр.
Условия охраноспособности товарных знаков
И единственное противоядие в этой ситуации — поиск вашего брэнда в базах данных Патентного ведомства до подачи заявки. Шестая статья Закона, собственно, и содержит признаки неохраноспособности товарного знака. Кстати, она в значительной мере перекликается со статьей 6-quinquies Парижской конвенции.
Статья 6. Абсолютные основания для отказа в регистрации:
- Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений:
- не обладающих различительной способностью;
- представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходных с ними до степени смешения.
Охраноспособность и новизна товарного знака
Мой клиент, “Пивоваренная компания «Балтика»”, приобрел в Ростове-на-Дону пивоваренный завод. При этом создалась совершенно уникальная ситуация, которая не укладывается в прокрустово ложе требований географической мотивированности.
Поэтому, когда на новой этикетке пива был изображен герб “Пивоваренной компании «Балтика»”, эксперты Патентного ведомства указали, что заявитель, расположенный в Ростове-на-Дону (ОАО “БАЛТИКА-ДОН”), используя словосочетание “Пивоваренная компания «Балтика»” вводит потребителей в заблуждение, поскольку все знают, что “Пивоваренная компания «Балтика»” расположена в Санкт-Петербурге… Вот такие бывают казусы.
Противоречие общественным интересам Не допускается закрепление исключительных прав на обозначения, которые противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Критерии охраноспособности товарного знака и знака обслуживания (ст.1482)
В брэндинге, как и в морском деле, необходимо учитывать множество мелочей. Уже не раз говорилось о том, что все усилия креативщиков могут разбиться о юридические рифы действующего законодательства.
Многие авторы уже слышали о необходимости проведения проверки названия на т. н. патентную чистоту.
Однако, к сожалению, мне на проверку зачастую приносят названия, которые в силу действующего законодательства не могут быть защищены.
Обиженные креативщики считают это обстоятельство путами закона, а с моей точки зрения это — профессиональный брак. В данном материале я постараюсь поподробнее описать юридический риф охраноспособности в океане брэндинга. Итак… Определение охраноспособности Как ясно из самого слова, охраноспособность — это способность к охране.
Охраноспособность брэнда — это возможность его регистрации в качестве товарного знака.
С одной стороны, каждый производитель товара желает, чтобы его брэнд был широко известен.
Но с другой стороны, если этот брэнд означает новый вид товара, не имеющий четкого названия, то потребитель может приписать данному брэнду функцию идентификации этого вида товара как такового.
Так, например, всем известно, что “РАМА” не является сливочным маслом или обычным маргарином, это некий новый вид товара.
Это предохранит знак от размывания.
Охраноспособность товарного знака это
Термин как некий семантический код заключает в себе достаточно четкое указание на определенную область знаний (например, наука). Суть любой теории раскрывается в ее терминах. Поэтому использование терминов по прямому назначению будет означать банально указание на содержание и вид товара или услуги. Например, термин “юрист” имеет совершенно четкое смысловое значение.
Поэтому использовать данное слово в названии юридической фирмы просто бессмысленно. Однако есть одно очень важное уточнение. Оно заключается в том, что любое слово, включая и термин, может использоваться в переносном смысле, с некой “фантазийностью”. Например, термин “катет” имеет четкое смысловое значение в области геометрии.
Но если это слово использовать для обозначения услуг рекламного агентства, то оно уже будет использоваться в другом значении.
Охрана товарного знака
И, разумеется, статус этого государственного символа внутри этикетки не будет обеспечен самостоятельной охраной.
К примеру, не может быть предметом регистрации эмблема Организации Объединенных Наций (ООН), специализированных учреждений ООН и других организаций, созданных на основании международных договоров.
По этой же причине запрещаются регистрация и использование в качестве товарного знака изображения Красного Креста и Красного Полумесяца, Красного Льва и Красного Солнца, поскольку такой запрет предусмотрен Женевским соглашением 1938 г. Размывание товарного знака.
Когда-то существовали такие товарные знаки, как “магнитофон”, “пейджер”, “Internet”. Эти обозначения стали использоваться гражданами как обозначения не конкретного товара этой фирмы, а данного вида товара как такового.Источник: http://lcbg.ru/ohranosposobnost-tovarnogo-znaka/