Ответственнолсть за коррупцию служащего отдела кадров

Ответственность госслужащих за коррупционные проступки

Ответственнолсть за коррупцию служащего отдела кадров

Если госслужащий не принял мер по подотвращению конфликта интересов, его могут привлечь к ответственности*. Ведь в данном случае речь идет о ненадлежащем исполнении должностных (служебных) обязанностей. Выясним, когда возникает коррупционный проступок и что он за собой влечет.

* Обзор практики по рассмотрению в 2012–2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков (утвержден Президиумом Верховного суда РФ 30 июля 2014 года) (далее – Обзор).

Д.Н. Глазунов, юрист

Понятие коррупционного проступка

В разделе 1 Обзора Верховным судом РФ рассмотрены общие положения о применении дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков. Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих (далее – госслужащие) к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют:

  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) госслужащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.

При этом Верховный суд РФ констатировал, что неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение служащего с государственной или муниципальной службы. Лица, совершившие коррупционные правонарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, Верховный суд РФ обратил внимание на то, что, помимо Закона о противодействии коррупции, запреты, ограничения, обязанности и правила служебного поведения для лиц, занимающих должности государственной и муниципальной службы, могут устанавливаться и иными федеральными законами, включая конституционные, законами субъектов РФ, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Обязанности и запреты, введенные в целях противодействия коррупции, закреплены и в должностных регламентах (инструкциях) государственных и муниципальных служащих. Проанализировав нормы законодательства, содержащие понятие дисциплинарного проступка госслужащих, Верховный суд РФ пришел к выводу: применение дисциплинарных взысканий связывается с нарушением служебной дисциплины. Нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном, виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к госслужащим различные виды дисциплинарных взысканий, в частности увольнение по основанию «в связи с утратой доверия». Верховный суд РФ указал, что при рассмотрении дел по спорам, связанным с привлечением госслужащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, судами устанавливался факт противоправного, виновного неисполнения госслужащим обязанности, предусмотренной соответствующими нормативными правовыми актами.

Верховный суд РФ подчеркивает, что дисциплинарный проступок, в том числе коррупционный, – единственное основание для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Уголовно-процессуальные действия, осуществляемые в отношении госслужащего (в том числе задержание, возбуждение уголовного дела, вынесение обвинительного приговора), не являются обязательным условием для наступления дисциплинарной ответственности в связи с коррупционным проступком.

На примере ряда дел, рассмотренных в судах, Верховный суд РФ сформулировал вывод о том, что отказ в возбуждении уголовного дела в отношении госслужащего сам по себе не является основанием для освобождения его от дисциплинарной ответственности.

Так, в одном из примеров отмечено, что факт отказа в возбуждении уголовного дела по статьям 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», 290 «Получение взятки» Уголовного кодекса РФ в отношении конкретного служащего не может служить основанием для его освобождения от дисциплинарной ответственности при наличии доказательств, подтверждающих факт совершения дисциплинарного коррупционного проступка.

Виды дисциплинарных проступков

Раздел 2 Обзора посвящен основаниям для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Когда применяются дисциплинарные взыскания

В качестве наиболее распространенных причин применения к госслужащим дисциплинарных взысканий Верховный суд РФ выделил следующие:

  • непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий;
  • осуществление предпринимательской деятельности;
  • непредставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

Конфликт интересов

Особое внимание уделено анализу такого понятия, как конфликт интересов. Отмечено, что содержание данного понятия раскрывается в статье 19 Закона о противодействии коррупции.

Основываясь на законодательном определении, Верховный суд РФ приходит к заключению, что конфликт интересов представляет собой противоречие между частным (получение дохода и т. п.

) и публичным (интересы службы, призванные служить правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, которым причиняется вред). Такое противоречие связано с ненадлежащим исполнением должностных (служебных) обязанностей.

Далее Верховный суд РФ указал, что непринятие госслужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он выступает, является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности. Что проиллюстрировано примерами из судебной практики.

Еще один тезис, содержащийся в разделе 2 Обзора, – неисполнение гражданским служащим обязанности передать в доверительное управление находящиеся в его владении ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставном (складочном) капитале организации) той организации, в отношении которой госслужащий осуществляет отдельные государственные функции, также образует конфликт интересов.

На основании анализа конкретных судебных дел Верховный суд РФ сделал вывод о том, что:

  • в основе конфликта интересов на государственной и муниципальной службе лежит заинтересованность материального свойства;
  • близкое родство или свойство муниципальных служащих само по себе не является основанием для прекращения служебных отношений;
  • обязанность по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на госслужащих в зависимости от включения занимаемых ими должностей в соответствующие перечни.

Порядок применения дисциплинарных взысканий

В разделе 3 Обзора рассмотрен порядок применения дисциплинарных взысканий. Отмечено, что особенности порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных проступков установлены статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно положениям данного порядка, взыскания за совершение коррупционных проступков применяются представителем нанимателя (учреждением) на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В рамках раздела 3 Обзора Верховным cудом РФ обращено внимание на то, что дисциплинарные взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении госслужащим дисциплинарного коррупционного проступка.

Для работников ОВД, согласно Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел…», особенности исчисления сроков применения дисциплинарного взыскания за совершение коррупционного проступка не установлены.

Важно запомнить
Обзор, содержащий анализ и обобщение судебной практики, представляет собой важное практическое пособие для руководителей государственных и муниципальных структур, в чью компетенцию входит решение вопросов дисциплинарной ответственности подчиненных. В равной степени Обзор должен заинтересовать работников юридических и кадровых служб указанных структур, которые готовят материалы для принятия решений, связанных с привлечением виновных к дисциплинарной ответственности.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/9158-otvetstvennost-gosslujashchih-za-korruptsionnye-prostupki

Ответственнолсть за коррупцию служащего отдела кадров

Ответственнолсть за коррупцию служащего отдела кадров

Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, конституционно-правовой статус, органы прокуратуры.

Коррупция в системе государственной службы России представляет серьёзную угрозу национальной безопасности, функционированию публичной власти, затрудняет экономическое развитие и угрожает основам рыночной экономики, ограничивает конкуренцию и свободу экономической деятельности.

В соответствии с исследованиями, проведёнными в 2015 года неправительственной организацией Transparency International, в рейтинге по уровню распространения коррупции из 177 стран Россия находится на 119 месте. По 100-бальной шкале, Российская Федерация получила 28 баллов, этот показатель близок по уровню с показателями таких стран, как Ливан, Азербайджан, Мадагаскар.

Средний размер суммы взятки в России равен 145 тысяч рублей.

Принимаем на работу бывшего госслужащего. что нужно знать?

Расширение коррупционной деятельности постоянно втягивает в сферу противоправных отношений все больше участников.

Путятино

Они имеют ряд преференций относительно других работников. К примеру, фаворитов назначают на высокооплачиваемые должности, несмотря на отсутствие у ни достаточных навыков или знаний для исполнения соответствующих обязанностей.
2.

Внимание

Кумовство. Оно аналогично фаворитизму. Разница в том, что покровительство получают родственники должностного лица. Как проводят профилактику коррупционных и иных правонарушений? Поскольку эта сфера преступности представляет особую опасность для государства, на правительственном уровне вырабатываются различные меры по борьбе с такими деяниями.

Профилактика коррупционных правонарушений включает в себя: 1. Проведение разъяснительной работы с населением с целью формирования у граждан нетерпимости к коррупции.
Субъекты должны понимать важность сообщения о совершении коррупционного правонарушения в правоохранительные органы. 2.

Коррупция в системе государственной службы россии и её предупреждение

В соответствии со статьей 275 Трудового кодекса РФ лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения, обязано представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Аналогичная норма содержится и в статье 8 Закона N 273-ФЗ о противодействии коррупции.При этом стоит отметить, что представление финансовой отчетности осуществляется не только на начальном этапе трудовых отношений (при приеме на работу), но и в процессе трудовой деятельности.В отношении руководителя федерального государственного учреждения Постановлением Правительства РФ от 13.03.2013 N 208 утверждены Правила представления отчетности о доходах не только своих, но и своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Ответственность за коррупционные правонарушения

В соответствии с данным Постановлением такие запреты и ограничения распространяются и на работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и на должности, установленные нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.

Фактически сейчас медики, ученые и деятели культуры не могут работать вместе с родственниками. Положения Постановления N 568 стали достаточно резонансными в творческой сфере, так как мера отнюдь не способствует «сохранению и преемственности поколений».Для сферы образования Приказом Минобрнауки России от 28.10.

2015 N 1227 установлены случаи, когда трудовой запрет распространяется на отдельные категории работников, которые включены в специальный Перечень.

Источник: http://dtpstory.ru/otvetstvennolst-za-korruptsiyu-sluzhashhego-otdela-kadrov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.