Наезд на пешехода последствия для водителя
Наезд на пешехода: статья, ответственность для водителя
Самое плохое для автомобилиста – это не авария между машинами, а наезд на пешехода.
В подобном происшествии зачастую считается, что остаётся виновным водитель автомобиля независимо от ситуации, поэтому и ответственность несёт он.
В результате длительного процесса разбирательства, поздней экспертизы владелец автомобиля должен намного раньше доказывать, что он прав и невиновен, эти действия позволяют избежать штрафов, тюрьмы и других наказаний.
Последствия за наезд
Наказание за наезд на пешехода, влечёт для автомобилиста ответственность по трём направлениям:
- Гражданское.
- Административное.
- Уголовное.
Гражданская ответственность регламентируется нормами Гражданского кодекса РФ и предполагает возмещение пешеходу денежной компенсации причинённого вреда здоровью, материального ущерба его имуществу и морального вреда. Рассмотрение этих требований происходит в рамках гражданского судопроизводства в исковом порядке. Все судебные издержки также возлагаются на виновника наезда.
Иски могут быть рассмотрены как самостоятельно, так и в рамках уголовного дела, если наезд повлёк тяжёлые последствия, вплоть до гибели человека. Если пострадавшему в течение его жизни придётся лечиться, восстанавливая здоровье, то он вправе раз за разом обращаться в суд на том же основании — признании водителя виновником наезда.
Единственное требование к истцу в таких исках — это доказать, что имеющиеся у имеющихся заболевание есть причинно-следственная связь с ранее случившимся наездом автомобиля.
Что касается размера компенсаций морального вреда пострадавшему, то они определяются судебной практикой, сложившейся в данном регионе, материальным положением виновника столкновения, оценкой тяжести причинённого вреда судом, и другими менее значительными факторами. Поэтому истец, как правило, получает значительно меньшую сумму, нежели ту, которую он заявил в своих требованиях.Ситуация с возмещением фактически потраченных средств на лечение и покупку лекарств, иная. Суд, исследуя представленные медицинские документы и чеки, чаще всего встаёт на сторону истца и взыскивает ровно столько, сколько тот требует. Главное, чтобы покупка медпрепаратов оправдывалась соответствующими диагнозом и назначениями врача.
Потерпевший зачастую к отстаиванию в суде своих прав и интересов, прибегает к адвокатам. Их расценки за составление исков и представительство в суде, высоки.
В каждом регионе сложилась своя судебная практика по размерам сумм, выплачиваем затраты на адвоката.
В столичных регионах, где общий уровень жизни и средние зарплаты — выше, это могут быть миллионные суммы, а в провинции — несколько тысяч рублей.
Административный вид наказания применяется только в тех случаях, когда потерпевший получил либо лёгкий вред здоровью, выбивший его из рабочего состояния на срок не более 21 дня, либо вред, не признанный даже лёгким. Если пострадавшему причинён вред здоровью средней тяжести, то он тоже влечёт только административную ответственность. Только с наступлением тяжкого вреда и летального исхода дело становится уголовным.
Санкции КоАП РФ варьируются от штрафа до лишения прав со штрафом.
Уголовное наказание
При наезде с тяжёлыми повреждениями или в результате смерти пострадавшего, к виновнику применяется уголовная мера наказания и никакая другая. Следуя ст.
264 УК РФ, автомобилист подвергается наказанию в лишении свободы от полугода до 7 лет, а также лишается водительских прав.
Порой, лишение свободы может составлять 9 лет, если водитель был пьян или под воздействием наркотических веществ, а в результате аварии наступила смерть 2 и более людей.Через полгода посленачала отбывания наказания, условия отбывания наказания для горе-водителя могут быть смягчены.
Такие поблажки касаются только некоторых категорий осуждённых:
- Виновник несовершеннолетний.
- Водителем была женщина в возрасте более 55 лет или мужчина больше 60 лет.
- Виновником является беременная женщина.
- Инвалиды 1-3 группы.
- Водитель-мужчина, воспитывающий ребёнка до 3 лет.
Каждый человек должен знать ПДД, это касается не только водителей, но и пешеходов. Обеим сторонам необходимо знать обязанности и права, чтобы в случае происшествия, была возможность отстоять их.
Наезд без вреда здоровью
Когда человек сбит машиной, но ничего страшного не случилось, и вред не наступил, автомобилист не подпадает под самые строгие виды наказаний.Последует гражданская ответственность и надо просто заплатить штраф. Заплатить штраф необходимо в любом случае, даже если у пешехода нет ни единой царапины или он переходил дорогу в неположенном месте, на красный свет и т.д.
Очень часто можно заметить, как пешеходы перебегают дорогу там, где этого делать нельзя. Такие люди рискуют не только своим здоровьем, но и — водителей. Но нет правил без исключений.
Согласно ПДД, перебегать проезжую часть дорогив непредусмотренных для перехода местах, возможно,но делать это нужно:
- только по самому короткому пути;
- в отсутствие приближающихся машин.
Отдельного внимания заслуживают случаи, когда водитель или пешеход находились во время наезда под воздействием наркотического опьянения или спиртного, за счёт чего способность совершать адекватные поступки у них была нарушена. Данный факт обязательно учитывается в суде как отягчающее обстоятельство.
Наезд со смертельным исходом для пешехода
Если водитель убил человека в результате наезда на него, то наказания в виде реального тюремного заключения на длительный срок, ему избежать вряд ли удастся.
При таких обстоятельствах сомневаться в том, будут ли изъяты водительские права, слишком самонадеянно. Гражданин, своими неумелыми действиями на транспортном средстве причинивший столь невосполнимый вред, не должен иметь возможность когда-либо садиться за руль.
Когда происходят такие трагические случаи, сотрудники полиции первым делом отправляют такого водителя в больницу для сдачи крови и других анализов.
Это помогает определить наличие спиртного или наркотических веществ в крови.
В дальнейшем, эти справки из медучреждения играют основополагающую роль в оценке состояния лица в момент преступления и способны как облегчить его наказание, так и сделать строже.
При подобных авариях водители часто пугаются и могут скрываться с места ДТП. Ранее за скрытие с места ДТП однозначно следовало уголовное наказание, но на сегодняшний день данная мера отменена.
Максимальная кара за это действие – административная ответственность.
Российское правосудие с годами стало гуманнее к преступникам и с большим пониманием стало относиться к душевному состоянию человека в чрезвычайных для него обстоятельствах.
Однако, стоит различать оставление места происшествия человеком, находящимся в шоковом состоянии от случившегося, и оставление пострадавшего в опасности, равнодушное отношение к последствиям своего преступного поведения.
Установить, что в данном конкретном случае имело место, является одной из задач суда при рассмотрении дела.Если много доказательств как — за, так и против, суд проводит экспертизы, прибегая к специальным познаниям специалистов.
В том случае, если сомнения в виновности привлекаемого лица не устранены до ухода суда в совещательную комнату, давая оценку каждому доказательству в приговоре, суд вправе все неразрешимые сомнения трактовать в пользу обвиняемого.
Именно в таких делах право судьи на принятие решения не только на основании норм, но и собственных умозаключений, реализуется в полной мере.
В последние годы в российское правосудие вернулось понятие суда присяжных. Эти люди, выбранные наугад, соглашаются взять на себя бремя установления истины по делу там, где закон не может своими силами её найти.
Как избежать ответственности?
Все привыкли думать, что если водитель наехал на другого человека, то нет возможности избежать наказания, поскольку тот, кто сидел за рулём, сразу становится виновным. Данная проблема зачастую вызвана недоверием к закону и суду, а также неправильным поведением после аварии. На деле получается, что ответственность появляется только тогда, когда вина будет действительно доказана в суде.
Чтобы доказать виновность, даже если у пострадавшего есть переломы или сотрясение, другие травмы, потребуется постараться.
Принимать правильные меры следует сразу после происшествия, но даже юристы с опытом не смогут оказать помощи, если нет определённых доказательств, которые прямо указывают на невиновность:
- После аварии надо сразу оказать первую помощь человеку, который попал под машину.
- Затем потребуется максимально точно обрисовать картину места ДТП, возможно — собрать свидетелей, которые могут сказать, что пешеход выбежал с тротуара или другого места, прямо под колёса. Важно сделать фотографии с разных ракурсов.
- Если есть видеозапись или камеры поблизости на стоянках и других местах, то следует запросить разрешение на получение видео. Получить такие данные надо в максимально короткие сроки, поскольку запись хранится до 3 дней, а это ценное доказательство.
- Рекомендуется каждому водителю иметь при себе номер юриста, который может проконсультировать в случае обычного ДТП или наезда на пешехода за пределами перехода или на нём.
Пешеходам тоже надо знать свои права и обязанности. Сразу после наезда, при лёгких травмах можно попробовать решить вопрос без суда и полиции. Но нужно отдавать себе отчёт в том.
Что первые часы вы можете пребывать в шоковом состоянии и не ощущать последствий удара. Проблемы со здоровьем могут начаться со следующего дня.
Поэтому идти на примирение с водителем следует только в исключительных случаях.
Адекватно оценив личное состояние, можно и договориться с водителем о компенсации на месте. В другой ситуации можно пойти самостоятельно в суд и подать иск на виновного водителя.
Это делается для того, чтобы получить компенсации по материальным и моральным выплатам. Подавать иск можно при любой степени повреждений, даже если они лёгкие или травмы вовсе нет.Документ подаётся по желанию пострадавшей стороны.
Суд вправе сам решить, надо ли удовлетворять такое ходатайство или нет. Кроме того, в иске всегда указывается желанная сумма для выплаты, но надо быть готовым, что в судебном порядке может быть принято решение на выплаты в размере 1/3 или 1/100 доли из заявленной цены.
Оформление ДТП
Важным пунктом является составление документов о наезде на человека. При лёгкой или средней степени тяжести вреда, бланки должен заполнять сотрудник полиции.
Если человеку нанесены тяжкие телесные повреждения или человек умер на месте, то к месту аварии приезжает бригада, в состав которой входят:
- техник по машинам;
- криминалист;
- следователь;
- доктор.
В ходе разбирательства смотрят на общую картину и следы преступления, собираются доказательства:
- Цель техника – определить состояние машины, провести её осмотр и все параметры перенести в протокол.
- Следователем проводится опрос свидетелей ДТП.
- Криминалист собирает следы преступления, которые потом будет исследовать в лаборатории.
- Бригада врачей оказывает помощь пострадавшим, документируя их состояние.
Все собранные в первые часы и дни данные кладутся в основу возбуждённого уголовного дела по факту наезда, и обвиняемому вменяется соответствующий состав преступления.
Дело расследуется органами предварительного следствия. Когда все доказательства будут собраны, обвинительное заключение утверждается прокурором и предъявляется обоняемому.
Потерпевший и обвиняемый знакомятся с ними, после чего уголовное дело передаётся в суд.
Горе-водитель за время расследования дела проходит все процессуальные стадии от подозреваемого, обвиняемого, заканчивая подсудимым и осуждённым (или оправданным).
Наезд на тротуаре и прочие ситуации
Не всегда наезд случается на трассе или «зебре», в некоторых случаях авария происходит прямо на тротуаре, где пешеходы защищены от автомобилистов не только законом, но и металлическим забором и бордюром.
Водитель в данном случае всегда будет виноват, поскольку он управляет машиной, что создаёт опасность для окружающих. Даже при наезде по причине потери управления, неисправности транспортного средства, заноса и прочих обстоятельств предусматривается ответственность.
Если на дороге будет пьяный, при этом наезд случается за пределами пешеходного перехода, то водитель все равно несёт ответственность.
После наезда водитель может уехать с места аварии.
Но на практике есть и такие случаи, когда при незначительном наезде обе стороны самостоятельно разбираются со всем, расходятся, меняясь номерами и контактными данными.
Но потом отношение пострадавшего к данному событию может поменяться, и через несколько дней того может остановить инспектор полиции и составить протокол за то, что тот покинул место ДТП.
Случается подобное по причине ухудшения состояния потерпевшего на следующий день после произошедшего. Могут повлиять и его близкие, вынудив подать в суд на компенсацию. В любом случае обижаться на него за изменение своей позиции не стоит.Источник: https://avtoved.com/shtraf/narusheniya/naezd-na-peshehoda-posledstviya
Наезд на пешехода: 3 вида наказания за нарушение в 2019 году
Сбить человека — это не только административная или уголовная ответственность, но и психологическая травма как для водителя, так и для пешехода, особенно если это представитель слабой части населения: ребёнок, инвалид, человек преклонного возраста, беременная. В российском законодательстве эта проблема усугубляются частой несправедливостью санкций для обеих сторон.
Общие сведения
В Конституции России установлена презумпция невиновности — она гласит, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, пока не будут найдены реальные доказательства его правонарушения.
И эта презумпция применяется и при возникновении дорожно-транспортного происшествия, но на практике виновным автоматически считается управляющий машиной, потому что она — средство высокой угрозы для других участников движения. И водителю приходиться доказывать свою невиновность и нарушения правил пешими участниками движения, а при наличии ущерба автомобилю или своему здоровью — ходатайствовать о компенсации.
Проблематичность судебных споров ещё в том, что пешие люди имеют приоритет на дороге, а водители как источники угрозы несут двойное бремя внимательности и реакции, и даже при пренебрежении правилами пешими гражданами сидящий за рулём должен предотвратить аварию или всеми силами избежать её.
Наказание за наезд зависит от последствий и уровня нанесенного вреда.
Их три:
Тяжкая степень устанавливается только в ходе экспертизы по специальному методу. А лёгкая и средняя различаются по периоду, в течение которого пострадавший провёл на больничном. Если человек был нетрудоспособным меньше 21 дня, то увечья считаются лёгкими, если больше — то средними.
Длительность больничного определяет лечащий врач.
Санкции коррелируют с разными факторами происшествия.
Так, за наезд вне пешеходного перехода управляющему ТС грозят:
- гражданской;
- административной;
- и уголовной ответственностью.
Меры наказания по ГК России являются самыми простыми — нужно возместить причинённый урон. Подразумевается материальный урон — имуществу пешехода, расходы на реабилитацию, так и моральный — ущерб, нанесённый личности пострадавшего.
Особенностью гражданско-правового регулирования этой ситуации является то, что к гражданской ответственности может быть привлечён и пешеход — если имуществу и здоровью водителя причинён вред и доказана вина пешего.
В судебной практике встречаются оба вида привлечения к гражданской ответственности, но второй — реже.
В российской судебном практике водителю приходиться компенсировать пешеходу расходы и ущерб, даже если виноват именно пешеход — переходил дорогу, нарушая ПДД, но считается, что водитель как источник опасности всё равно должен был предотвратить наезд.
Под административными санкциями понимаются меры наказания, предусмотренные Кодексом России об административных правонарушениях. В КоАП есть специальная статья 12.24 — о наезде на пешехода. За такое деяние водитель наказывается следующими образом:
- лишение права на вождение на год-полтора или взыскание неустойки в пределах 2 500 — 5 000 рублей; назначается за увечья, на лечение которых ушло не больше 21 дня;
- лишение права на вождение на 2 года или взыскание неустойки в пределах 10 000 — 20 000 рублей; назначается за увечья средней тяжести. Потеря трудоспособности до 4 месяцев относится к увечьям средней тяжести, если они не опасны для жизни гражданина.
А за вред тяжёлой степени предусмотрена уголовная ответственность. Согласно Уголовному кодексу России водитель наказывается по нарастающей:
- ограничением свободы передвижения — до 3 лет;
- задержанием — до 6 месяцев;
- привлечением к полезному труду — до 2 лет;
- заключением в тюрьме — до 3 лет.
Если произошёл наезд на человека на пешеходном переходе, то сидевшего за рулём лишат прав — точный срок определяется в зависимости от тяжести нанесённых увечий и ущерба, но не больше 3 лет.
Согласно Правилам, переходить дорогу можно на светофоре, пешеходном переходе, на перекрёстке, через подземный и наземный переход, а также позволяется пересечение дороги при достаточной отдалённости движущегося транспорта и по минимальной траектории.
Если наезд произойдёт вне мест для пересечения дороги, то у водителя велики шансы доказать виновность пешего участника движения и вообще избежать любой меры ответственности.
Если же пешеход был нетрезвый или под действием наркотических либо психотропных веществ, так что не мог адекватно оценивать происходящее, то он становится правонарушителем, если создаёт опасное положение на дороге — для прочих передвигающихся лиц. Тогда нетрезвый получит санкцию, даже если переходил дорогу в положенном месте, но и водитель не останется без своей меры наказания.
Если вреда не было
Если машина задела человека, но ни пешеход, ни водитель не пострадали, то может быть применена лишь ответственность по ГК России — компенсация ущерба имуществу и морального урона. А если стороны сумеют договориться, не прибегая к услугам правоохранительных органов, то никакие санкции вообще не будут действовать.
Чем грозит наезд со смертельным исходом?
Если машина задела человека на тротуаре, на прогулочной зоне, во дворе и т. д., и человек не выжил, то водителя неизбежно лишают права вождения — срок определяется органами власти.
Прежде за оставление места происшествия к имеющемуся наказанию пробавлялась санкция по УК России, но она была отменена. Теперь за оставление места ДТП водителю грозит только штраф из Кодекса об административных правонарушения — 1 000 — 1 500 рублей, арест до 15 дней или лишение права на вождение до года.
Другая вариация — если человека задела машина, но он выжил, но нуждается в срочной медицинской помощи, а водитель оставил сбитого пешехода в состоянии, требующем скорой помощи. Здесь действует УК РФ, но доказать факт оставления человека в опасном для жизни положении — очень трудно, поэтому к этой мере граждан привлекают редко.
В последнем случае на практике применяется ответственность по ГК и КоАП России. Пострадавшему возмещаются все траты на лечение и восстановление, а также моральный урон — суд должен взвесить степень его нравственных переживаний и психологического ущерба и определить размер моральной компенсации.Если человек после столкновения с автомобилем умер, то виновный привлекается к другим мерам уголовной ответственности:
- заключением в тюрьме — до 7 лет (при одном умершем);
- привлечением к полезному труду — до 4 лет.
Особенности уголовного наказания
Уголовный кодекс России содержит 2 случая с наездом, которые регулируются согласно нему:
- нанесение пешеходу увечий тяжёлой степени;
- смерть пешехода.
При назначении санкции учитываются обстоятельства ДТП. Так, если водитель был нетрезвый или под действием наркотических веществ, то его положение усугубляется, ему могут назначить высшую меру наказания — 7 лет тюрьмы.
Если погибли 2 и более людей, то заключение составит до 9 лет.
При этом обязательно проводится процедура лишения права на вождение транспортных средств — непременное наказание за наезд на пешехода с тяжёлыми последствиями. Но такие граждане могут попасть под амнистию, которую ежегодно осуществляет Государственная Дума России.
Под милость государства попадают:
- беременные;
- женщины после 55 лет;
- женщины, у которых на воспитании есть дети до 18 лет;
- мужчины, у которых на воспитании есть дети до 3 лет;
- мужчины после 60 лет;
- лица до 18 лет — естественно, они водили без прав;
- лица, которым на дату ДТП не было 18 лет;
- инвалиды I-III групп.
Но у этих лиц всё равно будет судимость.
При ДТП стороны часто допускают ошибки, из-за которых потом не могут доказать собственную невиновность или виновность и других лиц в случившемся.
Принято считать, что водитель не может избежать ответственности, даже если вся вина на пешеходе, но при грамотном подходе к процедуре оформления ДТП и фиксации всех фактов можно даже избежать гражданской санкции.
Каковы обязательные действия водителя:
- выйти из машина и оказать посильную помощь пострадавшему;
- при необходимости (угрозе жизни) — отвезти его в госпиталь, предварительно позвонив в ГИБДД и уведомив об оставлении места ДТП;
- если ушибы и травмы не угрожают жизни, нужно вызвать скорую по номеру 112;
- нужно выставить аварийный знак за 5 — 10 метров и сделать фотографии машины с разных ракурсов; также необходимо снять на камеру в формате видеосъёмки машины свидетелей, так чтобы были видны номера и модели, а также окружающую обстановку;
- обязательно нужно взять контакты свидетелей;
- осмотреть место ДТП на наличие камер видеонаблюдения, чтобы через них можно было увидеть столкновение; нужно помнить, что записи стираются через 3 дня, поэтому запросить их нужно в кратчайшие сроки.
Согласно ПДД водитель должен немедленно остановить машину и не сдвигать её с места ни на дюйм, а также запрещено перемещать иные предметы, имеющие отношение к происшествию.
Часто сотрудники ГИБДД взыскивают штраф по этой статье (статья 2.5), даже если пешеходу не причинён какой-либо вред.
Пример — водитель выезжал со двора собственного дома и задел пешехода, после чего отъехал на 5 метров, чтобы не загораживать проезд.
Пешеход даже не ушибся, но написал заявление в полицию, и водителя арестовали на полмесяца (или лишили права на вождение), хотя предъявить штраф за наезд на пешехода не могли.
Владелец машины утверждал, что не уезжал с места аварии, ведь он живёт в этом доме, но сотрудники автоинспекции, ссылаясь на пункт 2.5 ПДД, не отменили постановления, а до суда дело не дошло.
Пожалуйста, оцените этот материал!
(20 4,80 из 5)
Загрузка…
Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!
Источник: https://motorsguide.ru/pravo/naezd-na-peshehoda
Наезд на пешехода — ответственность водителя сбившего пешехода
В настоящей статье мы расскажем о распространённом виде ДТП – наезде на пешехода, также мы рассмотрим вопросы ответственности водителя, сбившего пешехода на пешеходном переходе, а равно и пешехода, переходящего дорогу в неустановленном месте или движущегося с нарушением ПДД РФ.
Наименее защищенными из всех участников дорожного движения являются пешеходы. Именно поэтому, большая часть от всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях приходится на эту категорию лиц. Как правило, ДТП с участием пешеходов характеризуются повышенной степенью тяжести последствий, в виде причинения вреда здоровью лёгкой, средней степени, тяжкого вреда или смерти.
статьи
Наезд на пешехода, нарушившего ПДД
По принятой терминологии под наездом на пешехода понимается дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство в процессе своего движения производит контактное взаимодействие с человеком, находящимся вне его габаритов. При этом в качестве последствий, согласно определения ДТП, погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Правила дорожного движения определяют понятие пешехода – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и, не производящее на ней работу.
К пешеходам приравниваются:
- инвалиды, движущиеся в колясках, не оборудованных двигателем;
- люди, ведущие транспортные средства (велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску);
- лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах и пр.
Водители транспортных средств должны относиться к перечисленным категориям участников дорожного движения как к пешеходам, так как на них распространяются все требования и обязанности, предусмотренные разделом 4 ПДД РФ. Не являются пешеходами находящиеся на дороге водители транспортных средств, регулировщики, сотрудники ГИБДД, осуществляющие контроль за дорожным движением, работники аварийных и дорожных служб.
Анализ дорожно-транспортных происшествий — наездов на людей, находящихся на дороге, позволяет выделить наиболее распространённые нарушения, допускаемые пешеходами. К таковым относятся:
- движение по проезжей части дороги при наличии тротуара;
- движение по дороге во встречном направлении потоку транспортных средств;
- переход дороги в неположенном (неустановленном ПДД РФ) месте, то есть, вне пешеходного перехода либо вне перекрестка;
- создание помех движению транспорта;
- выход на дорогу из-за предметов и (или) транспорта, ограничивающих обзор дороги водителям;
- переход дороги перед близко движущимся транспортом.
Невыполнение предписаний и ограничений, предусмотренных Правилами дорожного движения пешеходами, влечёт за собой ответственность по статье 12.29 часть 1 КоАП РФ.
Наказание, установленное КоАП РФ за невыполнение обязанностей «безлошадными» участниками дорожного движения, с правовой точки зрения незначительное — предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
По факту, платой за переход дороги пешеходом в неустановленном месте является здоровье, а часто и жизнь нарушителя.
Следует знать, что юридическая ответственность пеших нарушителей ПДД не сводится к административному наказанию. Если по вине пешехода произошло дорожно-транспортное происшествие, то в соответствии со статьёй 1064 ГК РФ, он несёт гражданско-правовую ответственность за вред, причинённый своими неправомерными действиями.Например, при повреждении автомобиля после наезда на нарушителя, привлечённого к административной ответственности по части 1 статьи 12.
29 КоАП РФ, собственник поврежденного транспортного средства, вправе требовать с виновника возмещения затрат на его восстановительный ремонт. Однако такое случается крайне редко.
Часто вред, причиненный здоровью сбитого пешехода, превышает вред, причинённый автомобилисту, ведь металл крепче человека.
Говоря о грубой неосторожности пешеходов отметим, что, если их действия, находятся в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием и способствовали возникновению или увеличению вреда, то в таких случаях у суда имеются правовые основания к уменьшению размера взыскиваемой с водителя суммы (статья 1083 ГК РФ).
Судебная практика по делам о наездах на пешеходов относит к грубой неосторожности последних нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного, наркотического или медикаментозного опьянения.
Если пешехода сбили на пешеходном переходе
При условии, когда человек двигался по наземному пешеходному переходу и его сбил автомобиль, вина водителя презюмируется, то есть предполагается по умолчанию.
В соответствии с Правилами, водители транспортных средств обязаны уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по пешеходному переходу (пункт 14.1 ПД РФ).
Доказать вину пешехода, на которого был совершен наезд на нерегулируемом пешеходном переходе достаточно сложно, но всё-таки возможно.
В соответствии с пунктом 4.5 ПДД РФ:
на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
Для того, чтобы убедиться в безопасности перехода дороги как по пешеходному переходу, так и в иных местах, человек должен оценить видимость дороги, расстояние до движущегося в его направлении автомобиля и его скорость, темп своего движения.С технической точки зрения, критическая ситуация возникает при выходе пешехода на проезжую часть перед находящимся близко транспортным средством, водитель которого вынужден прибегать к экстренному торможению, для того чтобы избежать наезда.
Если в процессе расследования будет установлено, что именно действия пешехода создали опасность для движения водителю транспортного средства, у которого отсутствовала техническая возможность избежать наезда на пешехода, то действия последнего, являются неправомерными и свидетельствуют о вине.
Вопросы наличия либо отсутствия у водителя транспортного средства технической возможности избежать наезда на пешехода в условиях конкретной дорожной обстановки решаются экспертным путём.
Подробности читайте в статьях:
- Автотехническая экспертиза ДТП,
- Трасологическая экспертиза ДТП
Ответственность водителя за сбитого пешехода
Юридическая ответственность водителя транспортного средства за причинение вреда пешеходу, пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии, представлена нормами административного, гражданского, уголовного законодательства.
В зависимости от тяжести увечий, причиненных сбитому пешеходу, виновный в нарушении ПДД водитель согласно норм, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, может быть оштрафован либо лишен права управления транспортными средствами на указанный в законе срок. КоАП РФ предусматривает ответственность за причинение лёгкой (статья 12.24 часть 1) и средней степени тяжести (статья 12.24 часть 2) вреда здоровью.
По статье 12.24 часть 1 КоАП РФ возможно назначение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
По статье 12.24 часть 2 КоАП РФ возможно назначение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Постановление по делам рассматриваемой категории выносит федеральный судья, в соответствии с определенной законом подсудностью. При назначении наказания учитываются характер и степень причиненного вреда, обстоятельства смягчающие или отягчающие наказание.
К первым относятся – обстоятельства, указанные в статье 4.2 КоАП (раскаяние нарушителя, добровольное возмещение вреда потерпевшему, совершение нарушения несовершеннолетним водителем, женщиной в состоянии беременности или имеющей малолетнего ребенка и пр.
)
Ко вторым относятся — совершение правонарушения в состоянии опьянения, неоднократность совершения правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП.
Если согласно заключения судебно — медицинской экспертизы, сбитому при наезде автомобилем пешеходу причинен тяжкий вред здоровью или смерть, то ответственность водителя наступает по нормам статьи 264 Уголовного кодекса РФ.Например, при виновном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, возбуждается уголовное дело по части 1 статьи 264 К РФ, а если водитель в момент ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения, то его действия квалифицируются уже по более тяжкой части 2 статьи 264 УК РФ.
По всем ДТП с тяжкими последствиями поводится предварительная проверка в порядке, установленном УПК РФ. При наличии данных о вине водителя, возбуждается уголовное дело и осуществляется предварительное расследование.
После завершения следствия, материалы уголовного дела направляются в федеральный суд для рассмотрения, по существу.
Обобщая вышеизложенное следует отметить, что для привлечения водителя к административной или уголовной ответственности за причинение вреда здоровью или смерть потерпевшего, необходимо доказать вину причинителя вреда в нарушении требований ПДД РФ, которые повлекли за собой наезд на человека. Иными словами, без вины не бывает наказания.
Гражданская ответственность за причиненный переходу вред наступает для водителя вне зависимости от его вины.
Так как любое механическое транспортное средство является источником повышенной опасности, то вред, нанесённый третьим лицам, подлежит возмещению его владельцем вне зависимости от вины (статья 1079 ГК РФ).
Потерпевший, которому причинен вред здоровью, вправе требовать компенсации морального вреда от владельца автомобиля и (или) виновника наезда в порядке, предусмотренном статьями 1099 -1100 ГК РФ.
В заключении отметим, что вопросы, касающиеся установления вины водителя в ДТП с участием пешехода, обжалования постановления о назначении административного наказания, защиты водителя либо представления интересов потерпевшего по уголовному делу, взыскания ущерба и компенсации морального вреда, всегда решаются с учётом обстоятельств конкретного дорожно-транспортного происшествия и требуют индивидуального подхода.
Источник: https://femida-info.ru/konsultatsiya/avtomobilnoe-pravo/84-naezd-na-peshekhoda-otvetstvennost-voditelya-sbivshego-peshekhoda
Что грозит водителю, который сбил пешехода
Последствия наезда на пешехода часто носят тяжелый характер, поэтому в зависимости от повреждений, которые пострадавший получил в результате ДТП, ответственность предусматривается не только административная, но и уголовная.
Следует понимать, что рассматриваемое происшествие на дороге является одним из самых распространенных, и различных обстоятельств его возникновения также существует масса.
Поэтому необходимо помнить во всех подробностях, что нужно делать, если сбили пешехода на дороге.
Ответственность за наезд на пешехода
Нужно всегда иметь в виду, что водитель практически всегда признается виновным в случае ДТП с пешеходом. Об этом говорит и статистика, по которой в более чем 85% судебных разбирательств вина за происшествие накладывается именно на автомобилиста.
Данное ДТП всегда сопровождается массой обстоятельств, в зависимости от которых водитель привлекается к различным видам ответственности:
- Уголовной, предусматривающей тюремное заключение или ограничение свободы, что оговаривается в ст. 264 УК РФ.
- Административной, предусматривающей согласно ст. 12.24 КоАП штрафы или административный арест.
- Гражданско-правовой, предусматривающей компенсацию физического и морального ущерба вследствие утраты пострадавшим трудоспособности. Данные положения рассматриваются в ст. 1079 и 1094 ГК РФ.
Административная ответственность
Очень неприятные и даже страшные последствия наступают для автомобилиста, если сбил человека. Что делать после этого происшествия подскажут следующие пункты:
- Окажите пострадавшему первую помощь, вызовите скорую помощь, ГИБДД.
- Зафиксируйте на камеру телефона обстановку аварии, соберите контактные данные свидетелей.
- Никуда не перемещайте ТС с места аварии.
Схема оказания первой помощи сбитому пешеходу. Сохраните и запомните!
При наезде на пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе вина за ДТП всегда возлагается на водителя ТС. Различаться будет лишь степень его ответственности в зависимости от тяжести происшествия и ущерба здоровью потерпевшего. Важно сразу определиться с наличием смягчающих обстоятельств. Среди последних самые частые:
- пешеход непосредственно перед столкновением находился вне зоны видимости — выходил из-за автобуса, передвигался по неосвещенному переходу и т. д.;
- водитель ранее к ответственности не привлекался;
- возмещение вреда потерпевшему было проведено добровольно и т. д.
Все смягчающие обстоятельства — в ст. 4.2 КоАП.
Обязательно придется заплатить штраф за сбитого пешехода в размере 1500 рублей согласно ст. 12.24 КоАП. Дополнительное административное наказание на автомобилиста накладывается в следующих случаях:
- При причинении легкого вреда здоровью при ДТП нарушение квалифицируется по ч.1 ст.12.24 КоАП, что предусматривает наложение штрафа 2500-5000 руб. или лишение ВУ на срок год-полтора.
- Если причинен средний вред здоровью при ДТП, ответственность за это прописана в ч. 2 ст.12.24 КоАП и предусматривает штраф 10 000-25 000 руб. либо лишение прав на 1,5-2 года. Вред здоровью является средним, если он повлек утрату трудоспособности до ⅓ года или расстройство здоровья, не влекущее опасности для жизни.
Нередко водители, совершив наезд на пешехода без последствий для здоровья последнего, покидают место ДТП.
Это является также административным нарушением и наказывается лишением права управления ТС до полутора лет.
Подробнее о наказание за скрытие с места ДТП в 2019 году читайте в этой статье https://roadadvice.club/3067-chto-budet-esli-uehal-s-mesta-dtp-otvetstvennost-stati-posledstviya
Помимо штрафа непосредственно за наезд на пешехода водителю придется нести административную ответственность за другие нарушения, которые могли иметь место и привести к данному происшествию. В дополнение к этим штрафам добавят и выявленные на месте несоответствия положениям ПДД, будь то нечитаемые номера, отсутствие аптечки, просроченный полис ОСАГО и т. п.
Гражданско-правовая ответственность
Помимо административной ответственности автовладелец понесет и гражданское наказание за пешехода сбитого на пешеходном переходе, какое согласно ст. 1079 ГК выражается в виде компенсации пострадавшему упущенного заработка, расходов на лечение и т. д., а также на основании ст. 151 ГК РФ компенсацию морального вреда.
О возмещении морального вреда
Подробнее о возмещении морального вреда при ДТП с виновника читайте в статье здесь
Статья 1079 ГК описывает ответственность при причинении вреда средством, представляющим повышенную опасность для окружающих, т. е.
автомобилем, поэтому затраты на лечение пешехода, даже виновного в ДТП, лягут на плечи сбившего его водителя. Зато ремонт поврежденного ТС согласно ст. 1064 ГК РФ в этом случае оплатит пешеход, спровоцировавший аварию.
Хотя на практике суд далеко не всегда накладывает на пешехода обязанность ремонтировать поврежденное авто.При наличии полиса ОСАГО вред за причинение ущерба здоровью или упущенную выгоду возмещает страховая компания, но только до определенной, хотя и значительной суммы — 500 тыс. руб. Все затраты сверх этого предела придется выплачивать виновнику. Он же будет выплачивать и сумму компенсации морального вреда (при наличии такового) потерпевшему, установленную судом.
Наезд на пешехода вне пешеходной зоны
Административная ответственность за ДТП с пешеходом, произошедшим вне пешеходного перехода, также устанавливается в ст.12.24 КоАП. Размеры штрафов за вред легкой и средней степени тяжести здесь те же.
Если виновник аварии — пешеход, то и тогда средства для его лечения будет выплачивать страховая компания автомобилиста. Но здесь возможен вариант, когда страховая впоследствии через суд взыщет эти средства с виновника или его родителей.
Подобный прецедент уже имел место, и даже Конституционный суд оставил судебное решение в силе. Для водителя это означает, что средства на ремонт поврежденного ТС с пешехода взыскать будет легче, если он был сбит вне перехода.
Читать подробнее о нюансах и порядке действий при ДТП вне пешеходного перехода в этой статье https://roadadvice.club/4270-otvetstvennost-za-sbitogo-peshehoda-vne-peshehodnogo-perehoda
Уголовное наказание за наезд на пешехода
Уголовная ответственность наступает, если пешеход получил тяжелые телесные повреждения или имеет место летальный исход. Сроки возможного лишения свободы отличаются в зависимости от обстоятельств:
- При тяжком вреде здоровью УК РФ в ст. 264 предусматривает до двухгодичного лишения свободы или арест до 6-ти мес.
- За то же нарушение в состоянии опьянения согласно п. 2. той же статьи УК предусматривается лишение свободы сроком уже до 4 лет.
- Гораздо более тяжелые последствия возникают, когда водитель сбил насмерть человека, что грозит согласно положениям той же статьи УК до 5-ти лет лишения свободы. Причинение смерти в состоянии опьянения грозит водителю 7-ю годами лишения свободы.
- Смерть двух и более лиц по неосторожности в результате данного ДТП грозит виновному семилетним сроком заключения. В состоянии опьянения виновник будет наказан лишением свободы сроком от 4-х до 9 лет.
Стоит отметить, что оставление места аварии в настоящий момент не является уголовным преступлением.
За это нарушение даже при наступлении тяжелых последствий при наезде на пешехода накладывается только административное наказание. Исключение составляет ст.
125 УК об оставлении потерпевшего в опасности. Но она применяется редко, так как состав преступления в этом случае доказать проблематично.
Можно ли сохранить свои права при наезде на пешехода? Рассказывает адвокат:
Источник: https://roadadvice.club/3073-sbili-peshehoda-stati-zakona-otvetstvennost-shtrafy-za-sbitogo-peshehoda