Как повлияла оон на гос устройство польши

Как повлияла оон на гос устройство польши

Как повлияла оон на гос устройство польши

Вышеградская группа После падения коммунистической системы приобретенный в прошлом опыт в области сотрудничества, а также осознание новых политических, социальных и экономических задач склонили три государства региона – Польшу, Венгрию и Чехословакию к укреплению взаимных контактов. В декларации, подписанной в феврале 1991 г. в венгерском Вышеграде главы Польши, Венгрии и Чехословакии обязались включить свои государства в европейскую политико-экономическую систему, а также укреплять региональное, экономическое и культурное сотрудничество. Созданная таким образом Вышеградская группа, в которую, после распада Чехословакии, входят Польша, Венгрия, Чешская Республика и Словакия, является важным элементом регионального сотрудничества, укрепляющим позиции четырех партнеров в процессе европейской интеграции. В 2000 г.

Внимание

Вроцлав — крупнейший город на юго-западе Польши, откуда легко доехать до Судетских гор. Это город мостов и зелени, расположенный на берегу реки Одры, гордящийся своим историческим прошлым. Гнезно — первая историческая столица Польши, главный центр т.н.

Пястовского пути, соединяющего места, связанные с началом образования древнепольского государства. Здесь начался процесс объединения славянских племен, завершенный князем Мешко I — первым королем Польши. Он также ввел христианство в Польшу; первое епископство было образовано именно в Гнезно (в 1000 году возведено в степень архиепископства).
Закопане часто называют зимней столицей Польши. Расположенный у подножия Татр, население около 30 тысяч жителей, Закопане крупнейший центр зимних видов спорта. Это также важный центр польской культуры. Здесь работает профессиональный театр, организуются выставки, фольклорные фестивали.

Наша цель — сделать вашу жизнь в польше как можно комфортнее

Рост напряженности, связанный с притеснениями украинско-белорусского православного крестьянства, привел к восстанию Богдана Хмельницкого, начавшемуся в 1648 году. Польское коронное войско потерпело сокрушительные поражения от восставших украинских казаков и крестьян.

В дальнейшем в Польшу вторгаются русские и шведские войска.
Польша оказывается лишенной внутренних ресурсов, налоговой службы, таможни, регулярной армии, сколько-нибудь дееспособного центрального правительства и превращается в игрушку для сильных соседей. Польша пережила несколько разделов.

В 1772 г. произошёл первый раздел Речи Посполитой между Пруссией, Австрией и Россией, по которому к Австрии отошла Галиция, к Пруссии — Западная Пруссия, к России — часть Белоруссии (Гомель, Могилев, Витебск, Двинск). 3 Мая 1791 г. появилась Конституция — одна из первых в Европе.

Её принятие вылилось в общенациональное торжество.

Участие в международных организациях

Республика Польша (РП), позиционируя себя европейским государством с развитыми демократическими институтами и стремясь играть все более активную роль в Европейском союзе, декларирует свой внешнеполитический курс, как направленный на обеспечение «благоприятных международных условий, в полной мере гарантирующих безопасность, демократический государственный строй, права и свободы граждан и способствующих цивилизационной и экономической модернизации, равно как и повышению международного авторитета страны».В этом, по утверждению министра иностранных дел РП Р.Сикорского, заключается «миссия» польской внешней политики, которая «при соблюдении норм международного права стояла и стоит на страже национальных интересов и стратегических целей в опоре на поддержку и укрепление демократии, равенства, солидарности, правопорядка, прав человека».

Польша. государственное устройство и политика

В соответствии с этими прогнозами, после резкого повышения объема потребления в 1996 и 1997 гг. (соответственно 8,6% и 6,6%), в 1998 году величина эта составит 4,5% — 5% (бюджет предусматривает 4,2%), а в 1999 году достигнет безопасного значения 3,7%.

Внешняя политика современной польши

По мнению польских властей как на самом высоком, так и на региональном уровне, развитие трансграничных контактов с восточными партнерами является важным инструментом для углубления контактов и преодоления стереотипов.

Примером взаимодействия в области решения проблем, возникающих на стыке калининградского анклава с государствами ЕС, является предложение по организации трехсторонней Польско-Литовско-Российской программы обучения для государственной администрации, пограничных и таможенных служб, а также предприятий.

Программа предусматривает, прежде всего, развитие малого и среднего бизнеса в Калининградской области.

Меры по укреплению прозападного курса Украины Польша декларирует Украине свою решительную поддержку в ее стремлении сближения с государствами и учреждениями евроатлантической зоны. Доказательством хороших отношений между обеими странами может служить факт, что с 1993 г.

Польша

Визитной карточкой города являются, проходящие здесь ежегодно, международные и местные коммерческие ярмарки, на которые приезжают тысячи бизнесменов со всего мира. Ярмарке отведена площадь в самом центре города.

Познань — один из важнейших в Великопольше экономических, культурных и промышленных центров страны, славящийся умелым хозяйствованием. Ченстохова является одним из крупнейших в Польше и в мире местом религиозного культа, центром паломничества.

На Ясной-Гуре, в храме монастыря паулинов хранится икона Божьей Матери Ченстоховской, почитаемая в Польше как чудотворная, называемая также «Черной Мадонной», ее история начинается в средневековье. Монастырскому комплексу на Ясной-Гуре свыше 600 лет.

Щецин — крупный город и порт, с развитой судостроительной промышленностью; экономический и культурный центр, а также важный транспортный узел, связывающий многие приморские и курортные местности.

В СГБМ, помимо этого, она делает акцент на координации действий по охране окружающей среды Балтики, развитию энергетической и транспортной инфраструктуры, упрочении связей между балтийскими государствами и ЕС.

Польша имеет также статус наблюдателя в Совете Баренцево ЕвроАрктического региона и Организации Черноморского экономического сотрудничества. Варшава остается неизменным сторонником перспектив евроинтеграции Украины, ее членства в ЕС и НАТО.

Основное внимание в отношениях с Киевом независимо от недавней смены правления на Украине она уделяет приданию необратимого характера механизму наращивания взаимодействия между двумя странами, в том числе в развитии межчеловеческих контактов и культурно-гуманитарного обмена, трансграничного сотрудничества, прежде всего с западными областями.
Но в 1793 г. произошел второй раздел Речи Посполитой, только между Пруссией и Россией. А в 1975 г. по договору, заключённому между Россией, Пруссией и Австрией, произошел третий раздел, и Польша как государство была ликвидирована. 27 ноября 1815 г. Польша в составе России получила свою конституцию, связавшую Польшу и Россию личной унией, но предоставляла Польше право выбирать сейм, свое правительство и иметь собственную армию.

Важно

В 1861 г. поднимается освободительное движение. В 1863 г. начинается самое массовое и демократическое по своему составу восстание.

В 1864 году был принят Указ об устройстве крестьян Царства Польского, ликвидировавший остатки крепостничества и широко наделивший крестьян землей. Восстание 1863-1864 г.г. и реформы 1864 г.

стали в истории Польши основным рубежом, определившим смену феодального строя капиталистическим.

Республика Польша (1918-1939)В 1918 г.

Республика Польша является парламентской республикой с двухпалатным парламентом. В 1989 году были учреждены институты президента и сената. Было также восстановлено название государства — Речь Посполита Польская.

С 1990 года президент избирается путем всеобщего ания сроком на пять лет и может быть переизбран только один раз. Президент должен быть гражданином Польши. Действующая Конституция принята Национальным собранием 2 апреля 1997 г.

и одобрена на референдуме 25 мая 1997 г.

Согласно Конституции в Польше существует 3 ветви власти: Законодательная власть (Сейм РП и Сенат РП), Исполнительная власть (Президент РП и Совет Министров РП), Судебная власть (независимые суды).

Территория Польши — 312,7 тыс. кв.км. Столица — г.Варшава. Официальный язык — польский. Религия — подавляющее большинство верующих — католики.

Сейм выполняет более значительные функции, чем Сенат, у которого, прежде всего совещательная и контролирующая функция. Любой гражданин Польши, которому исполнилось двадцать один год, может стать кандидатом в депутаты.

А вот чтобы стать сенатором, кандидату должно быть более тридцати лет.

В Совете Министров состоят не менее десятка центральных ведомств и министерств. Совет министров, это орган исполнительной власти. Премьер-министр, который возглавляет совет министров, благодаря закону про деятельность государственной администрации, может формировать кадровый состав правительства. В совете министров состоят семнадцать министров и сам премьер-министр.

Польша является полноправным членом не только НАТО, но и Европейского Союза Польша состоит в Евросоюзе и НАТО. Страна вошла в Евросоюз первого мая 2004 года, а уже двадцать первого декабря 2007 года в Шенгенскую зону.

Источник: http://lcbg.ru/kak-povliyala-oon-na-gos-ustrojstvo-polshi/

Основы конституционного строя Польши

Как повлияла оон на гос устройство польши

.

Введение. 3

Государственное устройство Польши в 1945 – 1989 гг. 4

Государственное устройство Польши на рубеже ХХ и ХXI веков. 6

Правовая система Польши. 9

Общая характеристика правовой системы Польши. 9

Гражданское и смежные с ним отрасли права. 11

Уголовное право и процесс. 13

Судебная система. 15

Заключение. 17

Список используемой литературы.. 19

Введение

Еще до её начала судьба Польши была предрешена: на её территорию претендовали Германия и СССР, которые 23 августа 1939 года заключили пакт о ненападении, предусматривающий раздел между ними Польши.

После окончания второй мировой войны В Польше был установлен новый государственный курс – социализм. Построение социалистического общества продолжалось вплоть до 1989 года.

В предложенной работе мною будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Государственное устройство Польши в 1945 – 1989 гг.

2. Государственное устройство Польши на рубеже ХХ и ХXI веков.

3. Правовая система Польши.

4. Судебная система.

Страны Восточной Европы и бывшего СССР проходят путь становления правового демократического государства в более краткие сроки, чем страны Западной Европы.

Очень важно увидеть основные вехи изменения политического курса, а вместе с ним и системы государства и права.

Поэтому актуальность данной работы заключается как раз в том, чтобы на примере одной страны рассмотреть механизм перехода от одного политического курса к другому, и последствия этого, нашедшие выражение в изменения системы государства и права Польши.

Целью означенной работы является рассмотрение изменений государственного устройства и правовой системы Республики Польша с 1945 – 2008 гг. Выделение основных характеристик государства и права, присущих именно Польше.

Для достижения поставленных целей будет проведен анализ следующих кодифицированных актов Республики Польша: Конституция Республики Польша, от 2 апреля 1997 года; Гражданский кодекс Республик Польша 1964 г.; Уголовный Кодекс Республики Польша 1969 г.

; Уголовный кодекс Республики Польша 1998 г.

На основе анализа кодифицированных источников и научных трудов будут достигнуты поставленные мною цели исследования.

Государственное устройство Польши в 1945 – 1989 гг

Из второй мировой войны Польша вышла принципиально новым государством по сравнению, с тем, которым она являлась в межвоенный период.

Формирование на последнем этапе войны нового мирового соотношения сил и обусловленная этим политика великих держав, признавших разделение Европы на сферы влияния, где к зоне безопасности СССР отходила Восточная Европа, привели к радикальным изменениям вПольше.

Это выразилось в утверждении в стране коммунистического режима, изменении в ней социально-экономического, политического строя, внешнеполитической ориентации, а также привело к значительным территориальным и демографическим изменениям в составе населения и численности жителей Польши.[[1]]

Выйдя из второй мировой войны, Польша начала под советским давлением движение к социализму.

Первоначально признавалось, что в стране восстанавливается действие Мартовской конституции 1921 г., за некоторыми. В феврале 1947 г. были приняты Декларация прав и свобод и вторая так называемая Малая конституция — Конституционный закон о структуре и компетенции высших органов Польской Республики.

Законодательная власть по этому закону принадлежала однопалатному Законодательному сейму. Он образовывал из своего состава постоянно действующий орган — Государственный совет, председатель которого являлся Президентом Республики.

Правительство формировалось на основе парламентского большинства, а его финансовая деятельность контролировалась Верховной палатой контроля, которая также образовывалась Законодательным сеймом. В 1950 г.

была устранена прежняя система местного управления и самоуправления и заменена по советскому примеру системой «местных органов единой государственной власти» — формально выборных национальных советов, почти все полномочия которых осуществлялись их постоянно действующими президиумами.

В эти первые послевоенные годы в стране была ликвидирована политическая оппозиция. Безраздельно правящей партией стала партия коммунистов — Польская объединенная рабочая партия (ПОРП.

Надо, отметить, что коммунистический режим в Польше, хотя и имел многие признаки тоталитаризма, все же был менее жестким, чем в Советском Союзе, ГДР и большинстве других социалистических стран.

Польским коммунистам не удалось коллективизировать сельское хозяйство, ликвидировать частный сектор в торговле и мелкой промышленности, подмять католическую церковь, под влиянием которой находилось более 80% населения.

Свое политическое господство ПОРП оформила юридически, организовав принятие Законодательным сеймом 22 июля 1952 г. новой Конституции Польского государства, получившего название Польская Народная Республика (ПНР). Эта Конституция была сделана по образцу сталинской Конституции СССР 1936 г. и подобно ей представляла собой псевдоконституцию.

Она закрепила огосударствление основной части общественного богатства, установила, что власть в Республике принадлежит «трудящимся города и деревни», определила в качестве одной из задач государства ограничение, вытеснение и ликвидацию общественных классов, «живущих эксплуатацией рабочих и крестьян», охарактеризовала законы ПНР как выражение воли и интересов трудящихся, хотя обязанность соблюдать их была возложена на каждого гражданина.

Законодательный сейм был переименован в Сейм, который определялся как верховный орган государственной власти и как «верховный выразитель воли трудящихся города и деревни» должен был осуществлять суверенные права нации.

Поскольку Сейм собирался на сессии редко и сессии были кратковременны, большинство его полномочий осуществлялось Государственным советом, который избирался Сеймом из своего состава. Институт Президента был ликвидирован, а полномочия главы государства возложены на Государственный совет.

Правительство назначалось и отзывалось Сеймом, а в период между его сессиями, которые на практике, как и в СССР, занимали несколько дней в году, члены Правительства назначались и отзывались по представлению его Председателя Государственным советом. Правительство было формально ответственно перед Сеймом, а в межсессионные периоды — перед Государственным советом.

Вся эта модель, как и в других социалистических государствах, была формальной: реальная власть в стране принадлежала узкой олигархии, именовавшейся политбюро центрального комитета ПОРП во главе с первым секретарем.

В политбюро же обычно избирались первые руководители Государственного совета, Правительства, наиболее значимых министерств, а также наиболее влиятельные партийные чиновники. Верховная палата контроля и Государственный трибунал Конституцией 1952 г. не предусматривались, а местные органы власти, суд и прокуратура были построены в основном по советскому образцу.[[2]]

Государственное устройство Польши на рубеже ХХ и ХXI веков

Польша — унитарное государство с двухступенчатой системой административно-территориального деления: воеводства (49) — гмины (2468).

В соответствии с Конституцией 1997 г. Польша является по форме правления полупрезидентской (парламентско-президентской) республикой. Политический режим — демократический.

Нынешняя конституционная система Польши сложилась в результате серии реформ, начатых в конце 1980-х гг. В апреле 1989 г.

была восстановлена двухпалатная структура польского парламента, а государственный совет, высший коллегиальный орган государственной власти, был ликвидирован и одновременно учрежден институт единоличного главы государства Президента, избираемого Национальным собранием Польши. Поправки к Конституции, принятые в декабре 1989 г.

, фактически изменили характер основ общественного устройства страны, признали и предоставили равную защиту различным формам собственности, ввели принцип политического плюрализма. Осенью 1990 г. в Конституцию были внесены изменения, касающиеся выборов Президента. Глава государства стал избираться непосредственно гражданами страны.

Значительным этапом явилось принятие 17 октября 1992 г. Конституционного закона о взаимных отношениях между законодательной и исполнительной властями, а также территориальном самоуправлении, получившего название Малой конституции.

Действующая Конституция принята Национальным собранием 2 апреля 1997 г. и одобрена на референдуме 25 мая 1997 г.

Законодательная власть в Польше принадлежит Сейму и Сенату — двум палатам польского парламента. Нижняя палата — Сейм осуществляет контроль за деятельностью правительства в объеме, определенном предписаниями Конституции и законов.

Сейм состоит из 460 депутатов, избираемых на основе всеобщего избирательного права, как по мажоритарной, так и пропорциональной системе. Сенат состоит из 100 сенаторов, избираемых гражданами по мажоритарной системе. Обе палаты избираются на 4-летний срок.

Сейм постановляет о принятии законов обычным большинством в присутствии не менее половины общего числа депутатов, поскольку Конституция не предусматривает иного. Закон, постановленный Сеймом, передается в Сенат.

Сенат может принять его без изменений, постановить о поправках или об отклонении в целом. Если Сенат в течение 30 дней со дня передачи закона не примет соответствующего постановления, он считается постановленным в редакции Сейма.

Постановление Сената, отклоняющее закон, или предложенная поправка считается принятой, если Сейм не отклонит ее абсолютным большинством .[[3]]

Президент Республики подписывает закон в течение 21 дня с даты представления и отдает приказ о его официальной публикации. До подписания закона Президент вправе обратиться в Конституционный трибунал.

Президент не может отказать в подписании закона, если Трибунал признал его соответствующим Конституции. Вместо обращения в Конституционный трибунал он вправе передать закон Сейму на новое рассмотрение.

После повторного постановления Сейма о законе большинством 3/5 Президент Республики обязан подписать его в течение 7 дней.

Источник: http://MirZnanii.com/a/29336/osnovy-konstitutsionnogo-stroya-polshi

Польское государство: Республика Польша

Как повлияла оон на гос устройство польши

Польша поддерживает усилия международной общественности по поддержанию мира в Европе и на свете, по защите основных прав человека, а также по обеспечению мирного сосуществования и развития всех государств.

Считая целесообразной деятельность ООН в качестве форума совместного противодействия опасностям, угрожающим международной общественности, Польша активно участвует в антитеррористических операциях, которые инициирует и реализует ООН.

Польские солдаты и офицеры, участвующие в миротворческих операциях под эгидой ООН, получают самую высокую оценку.

В период с 2002 – 2003 г.г. Польша в течение года председательствовала Комиссии ООН по правам человека. Основной целью Польши было найти компромисс между интересами развитых и развивающихся государств с учетом различий в подходе к проблематике прав человека и точках зрения по этому вопросу.

Польша намерена и в дальнейшем стремиться, чтобы проблематика прав человека не сошла на второй план. Активное участие Польши в обеспечении эффективного функционирования Организации Объединенных Наций было отмечено неоднократным предоставлением нашей стране кресла в Совете Безопасности ООН (последний раз в 1996 – 1997 г.).

Чтобы приблизить ООН к реалиям современного мира, Польша представила в 2003 г. проект «Нового Политического Акта для Объединенных Наций на XXI век». В этом документе указываются направления и способы мышления о реформе ООН без определения конкретных и окончательных структурных решений.

Динамика развития международной ситуации подтвердила наш диагноз. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подхватил одно из польских предложений, создавая Панель Выдающихся Личностей. Ее заданием будет проведение анализа потенциальной опасности для мировой безопасности и предложение концептуальных и институциональных решений.

Польша, оказывая содействие работе панели, организовала в мае 2004 г. региональный семинар «Новые угрозы – новые ответы».

Организация по экономическому сотрудничеству и развитию – ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development – OECD)

Польша была принята в ОЭСР в ноябре 1996 г. Членство в этой организации Польша считает подтверждением своих достижений в период трансформации.

Благодаря этому, мы включились в круг развитых государств мира как демократическое, стабильное государство, внедряющее в жизнь принципы рыночной экономики.

Активное участие Польши в ОЭСР создает условия для ускорения процессов модернизации и интеграции с европейскими структурами.

Совет Европы

В ноябре 1991 г. Польша была принята в Совет Европы, объединяющий на данном этапе 41 европейское государство. Главной целью Совета Европы является деятельность во имя сотрудничества между правительствами и парламентами, популяризация ценностей, вытекающих из идеалов демократии, принципов правового государства и соблюдения прав человека.

Совет ведет поиск решений в области борьбы с нетерпимостью, охраны прав национальных меньшинств, защиты прав ребенка, борьбы с угрозой наркотиков, а также по вопросам биоэтики и расширения доступа молодежи к образованию. Ратификация польским парламентом в октябре 1992 г. Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (принятой Советом Европы в 1950 г.

) имело переломное значение для международных обязательств нашей страны в области прав человека. Конвенция дала возможность физическим и юридическим лицам подавать иски против государственных властей в Европейский Трибунал Прав Человека.

В последние годы представители Польши активно участвуют в разработке новых конвенций, в том числе: рамочной конвенции о защите прав национальных меньшинств; конвенции по вопросам прав человека и биомедицины, представляющей собой первый международный инструмент по защите частных лиц от злоупотребления новыми биологическими и медицинскими технологиями, а также конвенции о правовых принципах защиты окружающей среды и уголовной ответственности за их нарушение. В соответствии с данными Секретариата Совета Европы, Польша до сих пор ратифицировала самое большее количество конвенций по сравнению с другими государствами, принятыми в Совет Европы после 1989 г. Поляк – Кшиштоф Нэрс – является Вице-президентом Банка Развития Совета Европы. С ноября 2004 г. Польша будет председательствовать Комитету Министров Совета Европы. Одновременно ведется подготовка к III саммиту Совета Европы, который должен состояться в Варшаве в мае 2005 г.

Двустороннее сотрудничество

После 1989 г. краеугольным камнем внешней политики Польши стало сотрудничество с государствами евроатлантической зоны.

Польско-американское стратегическое партнерство будет сосредоточено, прежде всего, на заданиях, вытекающих из взаимодействия государств в рамках антитеррористической коалиции, в том числе на восстановлении Ирака на демократической основе.

Польша намерена сохранить прежнюю динамику отношений со своими главными европейскими партнерами: Германией, Францией, Великобританией и Испанией.

Встреча министров иностранных дел: Польши – Кшиштофа Скубишевского, Германии – Ганса Дитриха Геншера и Франции – Роланда Дюма в Веймаре в августе 1991 г. стала одним из символов возвращения Польши в круг европейских демократических государств.

Она положила начало трехстороннему сотрудничеству Польши, Германии и Франции в рамках объединения, получившего название Веймарский треугольник, подтверждая особую ответственность этих стран за строительство нового порядка в Европе. Встрече в Веймаре предшествовало подписание 9 апреля 1991 г.

Договора о дружбе и сотрудничестве между Польшей и Францией, а также подписание 17 июня того же года польско-немецкого Договора о добрососедстве и сотрудничестве. Германия и Франция остаются главными партнерами Польши в Европейском Союзе.

Великобритания с самого начала трансформации нашей страны поддерживает происходящие в Польше перемены и создание рыночной экономики. Одной из инициатив британского правительства было создание в 1989 г. Фонда Ноу-хау, в рамках которого ведутся консультации для стран Центральной и Восточной Европы.

Испания стала нашим важным партнером в дебатах о перспективах развития Европейского Союза и о Предварительном проекте Конституционного договора.

Членство Польши в Европейском Союзе, которое является свидетельством нашего чувства ответственности за будущее Европы, создает новые рамки для развития билатерального сотрудничества Польши с государствами-членами ЕС и третьими государствами.

Политический диалог с Россией

Польша заинтересована в реализации стратегической цели восточной политики Европейского Союза, каковой является формирование добрососедских отношений со странами, входящими в Содружество Независимых Государств.

Будучи страной, непосредственно граничащей с Россией через Калининградскую область, Польша с большим удовлетворением принимает все инициативы, нацеленные на развитие всестороннего, партнерского и добрососедского сотрудничества, в том числе экономического и энергетического.

Новые возможности для наших взаимоотношений открываются в связи с нашим членством в Евросоюзе и участием в Совете по партнерству ЕС – Россия, а также расширением на Польшу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве ЕС – Россия.

По мнению польских властей как на самом высоком, так и на региональном уровне, развитие трансграничных контактов с восточными партнерами является важным инструментом для углубления контактов и преодоления стереотипов.

Примером взаимодействия в области решения проблем, возникающих на стыке калининградского анклава с государствами ЕС, является предложение по организации трехсторонней Польско-Литовско-Российской программы обучения для государственной администрации, пограничных и таможенных служб, а также предприятий. Программа предусматривает, прежде всего, развитие малого и среднего бизнеса в Калининградской области.

Меры по укреплению прозападного курса Украины

Польша декларирует Украине свою решительную поддержку в ее стремлении сближения с государствами и учреждениями евроатлантической зоны. Доказательством хороших отношений между обеими странами может служить факт, что с 1993 г. существует и работает Консультационной Комитет Президентов Республики Польша и Украины.

В рамках его деятельности разрабатываются принципы сотрудничества международных организаций, органов самоуправления и неправительственных организаций, решаются вопросы хозяйственной кооперации (в том числе в Балтийско-Черноморской зоне), а также трансграничного, оборонного и культурного сотрудничества.

Развитие польско-украинского партнерства занимает особое место в польской восточной политике.

Сотрудничество в регионе

Польша считает исключительно важным развитие сотрудничества с центрально-европейскими партнерами. Такое сотрудничество создает благоприятные условия для сохранения региональной тождественности в расширяющемся Европейском Союзе. В настоящее время в связи с расширением Евросоюза и НАТО возникла необходимость новой дефиниции целей регионального взаимодействия.

Вышеградская группа

После падения коммунистической системы приобретенный в прошлом опыт в области сотрудничества, а также осознание новых политических, социальных и экономических задач склонили три государства региона – Польшу, Венгрию и Чехословакию к укреплению взаимных контактов. В декларации, подписанной в феврале 1991 г.

в венгерском Вышеграде главы Польши, Венгрии и Чехословакии обязались включить свои государства в европейскую политико-экономическую систему, а также укреплять региональное, экономическое и культурное сотрудничество.

Созданная таким образом Вышеградская группа, в которую, после распада Чехословакии, входят Польша, Венгрия, Чешская Республика и Словакия, является важным элементом регионального сотрудничества, укрепляющим позиции четырех партнеров в процессе европейской интеграции. В 2000 г.

государства Вышеградской группы создали первую совместную организацию – Международный Вышеградский фонд, поддерживающий совместную деятельность в области культуры, образования и молодежного обмена. Четыре государства, входящие в состав Группы, после вступления в мае 2004 г.

в Европейский Союз приняли решение о своем дальнейшем взаимодействии в установленных ранее рамках. Польша осуществляла координацию работы Группы в 2000 – 2001 г., а следующий раз будет руководить Группой с лета 2004 г.

Свидетельством регионального подхода к проблемам либерализации взаимной торговли стало создание в 1992 г.

– по инициативе стран Вышеградской группы – зоны свободной торговли Центральной Европы на базе Центрально-Европейского соглашения о свободной торговле (ЦЕФТА). Кроме стран-членов Вышеградской группы, в ЦЕФТА входили Болгария, Словения, Румыния и Хорватия.

С момента расширения Европейского Союза ЦЕФТА изменяет свой профиль и будет действовать только в отношениях между Болгарией, Румынией и Хорватией.

Центрально-Европейская инициатива

Эта организация, созданная в 1989 г. является плоскостью сотрудничества государств Центральной и Восточной Европы. Польша участвует в ее деятельности с 1991 г.

Несмотря на различия в ситуации государств-участников, Инициатива остается платформой политического диалога по региональным вопросам и форумом взаимодействия государств Центральной Европы по интеграции континента.

Одним из результатов цикличного Экономического форума ЦЕИ стало создание – по инициативе Польши – рабочей группы по делам регионального и трансграничного сотрудничества. Польша руководила работой Инициативы в 1995 и 2003 годах.

Совет государств Балтийского моря

Следующим региональным форумом сотрудничества является Совет государств Балтийского моря, существующий с 1992 г. Он представляет собой структуру, интегрирующую государства Балтики. В состав Совета, кроме Польши, входят Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Россия и Швеция.

Совет, в работе которого с самого начала участвуют представители Европейской Комиссии, занимается координацией мер по защите естественной среды Балтийского моря, развитию энергетической и транспортной инфраструктуры, укреплению связей между странами Балтики и Европейским Союзом (в том числе в рамках реализации программы Северного измерения ЕС).

Польша руководила работой СГБМ в 1994 и 1995 годах, а в мае 2004 года второй раз будет председательствовать этой организации.

Еврорегионы – база трансграничного сотрудничества

Польша считает международное трансграничное сотрудничество важным элементом интеграционных процессов в Европе, высоко оценивая его влияние на экономическое, общественное и культурное развитие регионов. Польша уделяет большое внимание развитию дружеских и партнерских отношений со своими соседями.

После принятия документов, заложенных в фундамент трансграничного сотрудничества, т.е.

Рамочной Европейской Конвенции о трансграничном сотрудничестве, Европейской хартии местного самоуправления и Европейской хартии пограничных и трансграничных регионов, Польша с начала 90-х годов активно участвует в создании еврорегионов, целью которых является развитие экономического сотрудничества, расширение инфраструктуры, охрана окружающей среды, развитие туризма и культурно-просветительная деятельность. Польские города и приграничные гмины объединены в пятнадцать еврорегионов. На западной границе функционируют четыре еврорегиона: Нейса, Нейса – Шпрее – Бубр, Pro Europa Viadrina и Померания, которые, кроме польских и немецких гмин, объединяют также шведские органы самоуправления. На южной границе еврорегионы: Glacensis, Прадзяд, Слёнск-Цешиньски, Силезия, и Добрава являются территорией польско-чешского сотрудничества, а еврорегион Бескиды – территорией сотрудничества Польши, Чехии и Словакии. В рамках еврорегиона Татры Польша сотрудничает со Словакией. На пограничье Польши, России, Литвы и Беларуси создан еврорегион Неман, а на границе Польши и Украины – еврорегион Буг. Исключительными в масштабе Европы можно назвать еврорегион Балтика, который кроме Польши охватывает приграничные регионы пяти государств бассейна Балтийского моря: Дании, Швеции, Литвы, Латвии и Калининградской области как части Российской Федерации, а также еврорегион Карпаты, действующий на территории Польши, Украины, Венгрии, Словакии и Румынии.

Источник: http://www.poland.su/poland/world_int.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.