Административное право в условиях рыночной экономики

Административное право в условиях рыночной экономики

Административное право в условиях рыночной экономики

Правительство РФ утвердило Положение об Инвестиционном фонде РФ, установив порядок формирования Фонда, формы, механизмы и условия предоставления государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства (см. постановление Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. № 694).

1 В Положении определены порядок формирования лимита расходных обязательств при реализации инвестиционных проектов, особенности порядка учета средств Фонда, формы предоставления государственной поддержки, критерии и порядок отбора инвестиционных проектов, а также урегулирован ряд других важных вопросов, связанных с организационным и финансовым обеспечением инвестиционных проектов.

Важно

Государство предоставляет им собственность в полное хозяйственное ведение.

Фонд государственного имущества осуществляет управление частью государственного имущества и не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий.

Относительно других секторов экономики, государство, в лице его органов и должностных лиц, осуществляет регулирование, но это не означает, что государство при этом теряет свой властный характер.

Регулирование со стороны государства применяется для обеспечения безопасности граждан от возможных неблагоприятных последствий ведения хозяйственной деятельности, защиты прав потребителей от неправомерных действий коммерческих организаций, стабилизации макроэкономических процессов, формирования материального государственного резерва.

Задайте свой вопрос по этой теме

Каждая страна старается определить свое направление развития экономики, эффективное функционирование которой создает основу благосостояния населения. Последние годы характеризуются для Республики Беларусь тем, что определенные изменения претерпевает характер управленческого влияния на экономические отношения.

Все более это влияние со стороны государства на экономику и ее отрасли приобретает характер общего регулирования.
Управление может рассматриваться с различных точек зрения — социально-экономической, политической и др.

Административно- правовая организация управления представляет собой сердцевинный аспект организации исполнительной власти, обеспеченной нормами административного права.

Публичное право и экономика

  • регулирование и оптимизация функций органов публичной власти в области экономики;
  • адекватный контроль за экономическими субъектами (в том числе антимонопольный, отраслевой);
  • оказание публичных услуг в экономической сфере;
  • организация управления публичным сектором экономики;
  • совместные механизмы управления — публично-частное партнерство, публичные функции саморегулируемых организаций;
  • административно-правовые методы противодействия коррупции;
  • прогнозирование экономического развития страны.

Соответственно требуют научной разработки концепции публичных услуг, юридического лица публичного права, делегирования осуществления публичных функций, а также применения новых способов разрешения споров и методов противодействия коррупции.

Административно-правовое регулирование в сфере экономики

Как показывает мировой опыт, без участия государства рыночные отношения не могут быть эффективными. И потому основной задачей науки административного права является определение функций государства по регулированию экономических процессов, методов, с помощью которых оно происходит, и границ вмешательства государства в рыночное хозяйство.

Административно-правовое регулирование в области экономики

Программирование — определение целей деятельности, а также экономических, организационно-правовых условий и средств их достижения. Координация — обеспечение согласованной работы различных органов государственного управления, подведомственных им объектов с целью наиболее эффективного выполнения их общих или взаимосвязанных задач.

Под государственным регулированием понимают лишь общее упорядочение общественных отношений в конкретной сфере экономики, которая осуществляется в соответствии с требованиями законодательства путем прямого влияния на хозяйственную деятельность субъектов экономических отношений[1;с.
58].

Механизм государственного регулирования — совокупность государственных функций и средств правового воздействия государства на рыночные процессы.

Сущность административно-правового управления экономикой

Основу обмена товарами и услугами составляют не личный статус индивида, производство товаров отвечает потребительскому спросу и измеряется возможностью граждан платить за них деньги, которые являются безличным посредником при любом обмене.

В условиях рыночной конкуренции в экономических операциях принимает участие огромное количество покупателей и продавцов. И ни одна из фирм не имеет власти, позволяющей ей диктовать цену товара или решать, в каком количестве его вырабатывать[2;c.32].

Но сложная, многоукладная экономика содержит в своем составе и государственный сектор, который играет в ее функционировании не последнюю роль.

В условиях рыночной экономики

Эти предприятия ориентированы преимущественно на государственный спрос или на выполнение общественно значимых функций, полная коммерциализация которых или невозможна, или нецелесообразна, должны находиться в непосредственном ведении соответствующих министерств и других центральных органов исполнительной власти. Это предприятия базисной инфраструктуры, которые имеют общенациональное значение и работают в режиме преимущественно фиксированных цен, предприятия оборонной промышленности и некоторые другие. Их характер является некоммерческим, социальная значимость высокой, поэтому контроль государственных органов за ними должен быть постоянным.
Другие предприятия государственного сектора можно отнести к коммерческим, и они должны работать так же, как и предприятия негосударственного сектора, самостоятельно обеспечивая свое существование в условиях рыночной конкуренции.

Административно-правовое регулирование экономики

Внимание

Стандартизация — установление уполномоченным государственным органом требований, норм, нормативов применительно к какой-либо продукции или услугам.

Сертификация — проверка уполномоченным государственным органом соответствия продукции или услуг предъявляемым к ним требованиям, нормам, стандартам[1;с. 48].

Государственное регулирование направлено на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства.

Оно не предполагает вмешательство государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, кроме случаев, когда его возможность прямо предусмотрена правовыми актами. Такое регулирование заключается преимущественно в установлении и корректировке общего правового режима их деятельности, охватывает прежде всего экономические и социально-культурные процессы в целом.

Государственное регулирование экономики — это обеспечение разумного сочетания в механизме регулирующего и властного по своей изначальной природе воздействия на регулируемые объекты и их поведение; соотношения методов прямого и косвенного характера[4;с. 132].

Административная реформа — комплекс мероприятий государственной власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата государства, государственной администрации, ее функций, форм и методов деятельности.

Целью реформы является создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития.

В условиях конкурентной экономики рынок менее ограничен, чем при плановой.

N 195-ФЗ (действующая редакция), -М., Юристъ, 2002.3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2001.4. Агапов А.Б. Административная ответственность.
М., 2000.5.

Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное право. М., 2000.6. Гребенников В.В. Собственность и гражданское общество в России. — М.: Манускрипт, 2001.7.

Государственное регулирование экономики в современных условиях. —

М.: Сб. статей. Т. 1, 2, 1997;8. Бахрах Д.Н. Административное право. М., Норма, 2000.9. Ванберг В. Теория порядка и конституционная экономика. — Вопросы экономики, 1995, № 12.10. Россинский Б.В. Административное право. Учебно-практическое пособие.

М., 2001.11. Салищева Н.Г. Механизм защиты прав гражданина в сфере исполнительной власти // Общая теория прав человека. М., 1996.12. Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов.

Источник: http://lcbg.ru/administrativnoe-pravo-v-usloviyah-rynochnoj-ekonomiki/

Административно-правовое регулирование в области экономики

Административное право в условиях рыночной экономики

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юридический факультет

Кафедра Административного права

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Административное право»

на тему «Административно-правовое регулирование в области экономики»

Екатерина Дмитриевна

Научный руководитель:

Кочеткова Светлана Вячеславовна,

преподаватель

г.Нижний Новгород

2015г.

План

Введение……………………………………………………………………………….3

  1. Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного регулирования…………………………………………….5
  2. Понятие и система государственного регулирования и управления в области экономики ………………………………………………………….   9

Заключение……………………………………………………………………………16

Библиографический список…………………………………………………………18

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время с каждым годом всё больше усложняются экономические отношения, увеличивается роль предпринимательской деятельности в жизни граждан, и многие фундаментальные проблемы, возникающие в обществе, не могут быть решены исключительно рыночными механизмами. В связи с этим все более насущной становится потребность участия государства в регулировании в области экономики.

Государственное регулирование экономики — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Возможность государственного регулирования экономики появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала.

В качестве основных методов влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов государство использует методы прямого и косвенного воздействия. Метод прямого воздействия на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния.

Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления.

Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.

Объектом исследования в работе является административно-правовые отношения, возникающие в процессе регулирования экономики современной России.

Предметом исследования данной темы является административно-правовое регулирование в области экономики.

Целью нашей работы является изучение административно-правового регулирования в сфере экономики.

Для достижения этой цели в данной работе были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть социально-правовую характеристику структуры экономики как объекта государственного регулирования;

— выделить понятие и систему государственного регулирования и управления в области экономики;

— рассмотреть вопрос об административной ответственности в системе управления экономикой.

  1. Социально – правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного регулирования

Экономика – это естественная основа общественной жизни, она представляет собой материальную базу развития общества и определяется как совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества.

Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреблением.

Экономика неразрывно связана с государством и правом, причем это не просто соотношение, а взаимодействие и взаимовлияние.1

Современная экономическая теория определяет государственное управление экономикой как систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально — экономической системы к изменяющимся условиям.

Государственное управление рассматривается также и как государственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночных механизмов, решения социальных и экологических проблем.

При этом выделяется три формы управления: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное и административное регулирование.

Особенности государственного управления экономикой выражаются в структуре правоотношений, соотношении прав и обязанностей, составе участников и их правовом статусе, средствах воздействия на поведение участников.

Предметом административно-правового регулирования являются многообразные отношения, связанные с управлением государственной собственностью, с разработкой и выполнением различных программ федерального и регионального уровня в области экономического, социального, экологического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В свою очередь, экономическая деятельность является одним из важнейших предметов правового регулирования, осуществляемого государством.

Экономическая деятельность – это любая деятельность физических и юридических лиц с целью получения хозяйственно – экономической выгоды от ее осуществления.

Все составляющие систему экономики организации являются субъектами осуществления различных видов экономической деятельности, которая выступает родовым отличительным признаком и объективным основанием отнесения их к соответствующему сектору области экономики.

В структуре современной Российской рыночной экономики существует три тесно взаимосвязанных сектора: 1) товарный производственный рынок (т.е. сектор реальной экономики); 2) финансовый рынок и 3) рынок ценных бумаг.

Каждый из указанных секторов экономики включает в себя большое количество различного рода субъектов предпринимательской деятельности – физических и юридических лиц, специализирующихся в своей работе по соответствующим отраслям и сферам экономической деятельности.

При этом правовой статус субъектов разных секторов рынка различен и регулируется специальными и специфическими для каждого сектора рыночной экономики законами и иными нормативными правовыми актами.

Основы государственного регулирования в сфере экономики заложены в самой Конституции РФ. Так, в частности, ст. 8 Конституции РФ провозглашает факт признания и защиты в России равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Особо подчеркивается, что в стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конституция РФ закрепляет основные принципиальные положения роли государства в определении политики, экономического развития, координации и контроля, которое оно осуществляет в сфере экономики.

Современный этап развития России характеризуется упрочением экономических отношений нового типа.

Особая задача государства — обеспечить постоянный, прогрессивный рост экономики с учетом мировых тенденций за счет развития высоких технологий, повышения конкурентоспособности продукции, производимой в стране, усовершенствования роли бюджетного, налогового и таможенного регулирования, обеспечения максимальной эффективности государственных капиталовложений в развитие наиболее прогрессивных отраслей экономики. Достичь высоких результатов экономического развития страны невозможно без целенаправленного государственного регулирования, основанного на балансе интересов государства и общества в лице частного предпринимательства (бизнеса), в том числе среднего и малого бизнеса.

Источник: http://referat.yabotanik.ru/administrativnoe-pravo/administrativnopravovoe-regulirovanie-v-oblasti-jekonomiki/331014/463863/page1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.